Все о Пасхе. Почему я не крашу яйца на Пасху
Праздник Пасхи с детства был для меня светлым и радостным. Хотя тогда я не понимала его глубокого значения, но всё же говорить «Христос воскрес!» или отвечать на это приветствие «Воистину воскрес!» было приятно (как взрослая!). Было интересно красить яйца, клеить на них специальные наклейки. А какими вкусными были мамины куличи! Но, прочитав Библию в 17 лет, я поняла, что эти милые традиции имеют мало общего с настоящим христианством, а, углубившись в тему, узнала, что у многих из них есть языческие корни. Именно этот «микс» заставляет многих думающих людей задавать каверзные вопросы и сомневаться в истине.
Почему у Пасхи плавающая дата?
Современная Пасха — это не тот праздник, который по иудейскому обычаю отмечал Христос и который выпадал всегда на один и тот же день — 14 число месяца Нисана (наши март-апрель). В этот праздник было привнесено много языческого, о чём свидетельствует и привязка его даты к солнечному и лунному циклам. Определение даты праздника Пасхи обсуждалось на Первом Вселенском Соборе 325 года по Р. Х. Чтобы не праздновать её вместе с иудеями в один день, было принято решение установить этот праздник в первое воскресенье после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Так как день весеннего равноденствия — 21 марта, то праздник Пасхи может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая.
Пасха — языческий праздник?
Как известно, насаждение христианства на Руси проходило не так тихо и мирно, как хотелось бы. Разрушение языческих святилищ, запреты и гонения на язычников принесли много горя народу. И уж конечно, нашлись люди, которые под видом христианства продолжали исповедовать старую веру. Они внесли в новую религию многие элементы старой.
Славяне праздновали день весеннего равноденствия как начало весны (назывался Велик день). По мнению публициста Г. Д. Рыженкова, от весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, крашение яиц и т. п. В старину существовал также обычай на Пасху катать по земле священников и дьяконов после молебна на ржаном или льняном поле, чтобы «снопы были такие же высокие и тяжёлые», чтобы «хлеб или лён уродился высок и хорош». Хорошо, что этот обычай ушёл в прошлое!
Нигде в Библии мы не найдём ни упоминания об этих обычаях, ни о том, что их соблюдали ученики Иисуса. Так почему же христиане привнесли такие явно языческие символы в свои верования и обряды? Ответ на этот вопрос даётся в книге «Любопытное о популярных обычаях»: «Неизменный курс ранней церкви был направлен на то, чтобы придать христианское значение тем из сохранившихся языческих обрядов, искоренить которые было невозможно. В случае с праздником Пасхи такое преобразование было особенно лёгким. Радость от восхода солнца и от пробуждения природы после зимней спячки превратилась в радость от восхода Солнца праведности, от воскресения Христа из мёртвых» («Curiosities of Popular Customs» William Shepard Walsh, 1898). Вместо того, чтобы избегать популярных языческих обычаев и магических ритуалов, религиозные руководители закрывали на них глаза и придавали им «христианское значение».
Как нужно праздновать Пасху?
Прежде всего, нужно узнать настоящую историю её происхождения и значение. Об этом можно прочитать в Библии, в Книге Исход с 1 по 12 главы. До рождения и смерти Иисуса Христа Его символизировал агнец (ягнёнок), которого приносили в жертву за грехи людей.
Что изменилось после смерти Иисуса, можно узнать из Нового завета, например, прочитав Евангелие от Матфея. Оттуда мы узнаём, что Иисус Христос тоже праздновал Пасху в течение Своей жизни и был распят именно в этот праздник. Получилось, что прообраз и Тот, Кого он символизировал, встретились, точнее прообраз нашёл своё воплощение. «Он (Христос — прим. ред.) истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих», — писал пророк Исаия (53:7). Иисус, несомненно, понимал, когда и зачем Он должен умереть.
После распятия Христа символические жертвоприношения животных потеряли свой смысл. Пророчества сбылись. А незадолго перед трагическими событиями Искупитель учредил новый праздник — Вечерю Господню. Апостол Павел пишет: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание»» (1 Коринфянам 11:23–25).
Этот обряд ученики проводили не раз в год, а еженедельно. Конечно, праздник в честь воскресения Христа кажется нам более приятным, чем обряд, напоминающий о Его смерти. Но именно Его смерть была самым важным событием в истории. На кресте Христос искупил грехи человечества. Грехи каждого человека. Пресный хлеб и виноградный сок, которые принимают во время Вечери, напоминают мне об этом, а не крашеные яйца или куличи.
Анастасия Пачин