Пасха
И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую (Исх. 12:13).
После всех знамений, совершенных на глазах у фараона, и девяти язв, поразивших египетскую землю, пришло время для последнего столкновения между Яхве, еврейским Богом, и фараоном.
Надвигалась десятая язва — язва такого поражающего действия, по сравнению с которой прочие язвы выглядели почти невинно.
Израильтянам надлежало взять ягненка и заколоть его в четырнадцатый день еврейского месяца нисана. Они должны были окропить кровью агнца косяки дверей, испечь его на огне и съесть ночью с горькими травами. Каждый член семьи должен был вкушать это блюдо стоя на ногах, в полной готовности отправиться в путь в Землю обетованную. Все остатки надлежало сжечь до наступления утра.
Бог предостерег их: «Над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (стих 12).
«И пошли сыны Израилевы, и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали» (стих 28). В полночь ангел смерти убил всех перворожденных в Египте, от человека до скота. «И сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (стих 30).
Но когда Бог обрушил Свою кару на египтян, первородные из числа израильтян остались невредимы. Бог замечал кровь на косяках их дверей и проходил мимо. С тех самых пор евреи ежегодно празднуют Пасху. И каждый год они повторяют одни и те же слова: «Лешана абаа бирушалаим» («В следующем году — в Иерусалиме!»).
Фанни Дж. Кросби написала евангельский гимн под названием «Не пройди меня, Спаситель». А тот раз был единственным, когда весь Божий народ надеялся и молился о том, чтобы Бог прошел мимо — «Песах».
Павел писал: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Если наша жизнь отмечена кровью Иисуса Христа, мы можем безбоязненно встретить Божий суд. Нам нет нужды бояться суда, ведь мы защищены кровью Иисуса. Запись о грехах спасенных и наказании их предана забвению.
Почему адвентисты не отмечают христианскую Пасху?
Адвентисты не отмечают праздник христианской Пасхи, чем вызывают удивление у других христиан. Чтобы объяснить эту свою особенность, административно правильные адвентисты обычно пускаются в долгие и путаные объяснения, например, начинают спорить с апостолом Павлом, утверждая, что воскресенье Христа есть второстепенное и малозначимое событие по отношению к Его смерти (см. подборку таких неосновательных оправданий вот здесь: http://bible.com.ua/answers/r/13/). В последнее время тему непразднования Пасхи активно осваивают иудействующие адвентисты из круга Болотникова, которых хлебом не корми, а дай упрекнуть христианство за то, что оно не иудаизм.
В действительности, главной причиной отказа от празднования Пасхи является соблюдение адвентистами субботы. Собственно говоря, библейский еженедельный день покоя и христианская Пасха друг другу никак не мешают, но в том ключе, в какой адвентисты воспринимают субботу, их совместное празднование невозможно. Дело в том, что суббота для адвентистов важна не только как возможность провести время наедине с Богом, но и как возможность обвинить католицизм в сатанинских происках – это у адвентистов называется «вестью третьего ангела». По мнению исторического адвентисткого мейнстрима, именно католицизм изменил библейский день покоя (та простая мысль, что во времена ранней церкви все были «католиками», первым адвентистам не казалась препятствием для подобного утверждения). А так как христианская Пасха – это праздник, который церковные люди в древности установили по собственному произволу, то его празднование так же нелегитимно, как и изменение субботы на воскресенье.
Кроме этого, при разговоре о Пасхе адвентисты очень часто стремятся провести параллель между пасхальными традициями и языческими практиками. Подобный подход имеет в АСД очень глубокие корни и постоянно дает о себе знать. Супруги Уайт, а так же их идейный вдохновитель Джозеф Бейтс находились под сильным влиянием идей преподобного Александра Хислопа. Его книга «Два Вавилона…» в свое время активно рекламировалась в «Ревью энд Геральд», а адвентисты ее охотно покупали. Мышление последователей Хислопа нацелено на поиск языческих корней и параллелей во всем, где их можно найти хотя бы теоретически. Языческими с точки зрения сторонников идей Хислопа объявлены кресты, элементы храмовой архитектуры, праздники, персонажи церковной агиографии и т.д. Чаще всего, чтобы подтвердить свои доводы, они проводят культурно и исторически невозможные параллели, например – что пасхальные куличи в православной России заимствованы из древнего египетского культа Осириса, где они служили фаллическим символом.
Поэтому, пока в церкви АСД широко распространена хислоповщина, а сама церковь рассматривает свою весть именно как проповедь антикатолицизма, Пасха в церкви АСД праздноваться не будет. Тем не менее, это не мешает местным общинам проводить пасхальные евангельские программы, посвященные второстепенному с ее точки зрения событию.