Пасха сквозь столетия.
История великого праздника пасхи уходит корнями в глубины веков и связана с освобождением еврейского народа из египетского рабства. На первый взгляд может показаться, что этот праздник не имеет никакого отношения к другим людям и народам. Но на самом деле значение потрясающего спасения израильского народа от порабощения фараона отражает избавление человечества в куда больших масштабах.
Несмотря на атеистическое прошлое нашей страны, во многих домах Пасха была особенным праздником. Крашеные яйца в отваре луковой шелухи, пахнущие ванилью сдобные домашние куличи – так называемые паски…
Порой никакие запреты не могли заставить людей воздержаться от старой традиции. Не только простые рабочие и крестьяне отмечали традиционную Пасху, но иногда даже и партийные работники не брезговали этим религиозным народным обычаем. Конечно же, в большинстве случаев Пасха, как и ее подлинная суть, скрывавшаяся в веках, была только хорошим и неосознанным поводом провести время с близкими людьми. Кроме стандартного приветствия «Христос воскрес! Воистину воскрес!» мало что говорило о глубоком смысле этого древнейшего праздника. Ведь воскресение Христа – это только следствие того, что подразумевается под Пасхой на самом деле. А в центре стоит куда более важное событие всех времен и народов, совершенное Спасителем.
Происхождение праздника
Пасха – это один из самых древних праздников, известных человечеству. Праздновать его начали евреи еще 3500 лет назад, но только ритуал праздника заметно отличался от сегодняшней традиции. В библейской книге Исход, в 12-й главе, есть подробное предписание, как следует праздновать Пасху. Оно было дано в то время, когда израильский народ был в египетском рабстве, а ожесточенный фараон категорически отказывал посланнику Божьему Моисею отпустить их из Египта. Тогда, чтобы смирить гордого фараона, Всевышний обрушил на Египет десять бедствий, одно за другим. Каждое из этих бедствий постигало Египет, когда предупрежденный монарх в очередной раз отказывался сжалиться и отпустить Божий народ. Самым последним и плачевным бедствием было истребление всех первенцев в Египте. Священное Писание повествует, что в полночь ангел-губитель прошел по Египту и поразил первенцев в каждом доме, кроме тех домов, где по Божьему повелению совершили определенные действия.
Накануне последнего бедствия рабам-израильтянам Господь повелел удалить из своих жилищ все квасное (все броженое или то, что может бродить)1, а также по семействам заколоть однолетнего ягненка без порока. Кровью ягненка нужно было помазать косяки и перекладину дверей в каждом доме. Затем его необходимо было испечь на огне и всей семьей поспешно съесть с горькими травами и пресным хлебом. Кровь на дверях была знаком для ангела-губителя, который должен был пройти мимо этих домов, не принося гибели первенцам: «И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения» (Библия, Исход 12:23). Именно поэтому появилось название «Пасха» (др. евр. – песах), что буквально означает «пройти мимо».
Так огромное множество рабов в одну ночь стали свободными и отправились под покровительством Бога-Спасителя в Обетованную землю, навсегда покидая безбожный Египет. С тех пор это событие должно было праздноваться как Пасха каждый год 14 нисана (месяц лунного календаря) в память об освобождении израильтян из египетского рабства.
Кажется, что эта история не имеет никакого прямого и даже косвенного отношения к подавляющему большинству жителей нашей планеты. Ведь это предки евреев пережили трагедию египетского рабства и получили освобождение из него. Что нам вспоминать в этот день? Но на самом деле этот древний праздник имеет прямое отношение к каждому человеку, так как в нем заложена не только история спасения одного конкретного народа, но и прообраз глобального спасения человечества. Но об этом далее.
Пасха под угрозой исчезновения
В истории было время, когда празднование Пасхи практически полностью прекратилось. Как повествует Священное Писание, древние израильтяне все-таки не были столь усердны в соблюдении Божьих постановлений и не отмечали Пасху весьма долгое время, либо отмечали, но не должным образом. Религиозные реформы произошли с приходом к власти в Иерусалиме Иосии. Этот благочестивый царь возродил празднование Пасхи. До этого, как отмечает летописец, «не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» (Библия, 4-я Царств 23:22), то есть на протяжении около 600 лет. Но возрождение нации длилось недолго, через несколько лет после смерти Иосии южное еврейское государство Иудея подпала под контроль Вавилона, а вскоре Иерусалим был разрушен, а его жители уведены в плен. Только через семьдесят лет они возвратились в свои земли, извлекая уроки из своего горького прошлого. Осознанию иудеев предстали все неудачи, постигшие их народ как результат отступления от Божьих заповедей. Поэтому в постепенном новом возрождении нации ставился все больший упор на строгом соблюдении всех религиозных постановлений.
Иисус и Пасха
Иисус Христос начал Свое служение в Иудее и Галилее именно в то время, когда религиозным праздникам отводилось чрезвычайное внимание. Но, тем не менее, не обходилось без крайностей, формализма, многочисленности человеческих предписаний и даже лицемерия с фанатизмом. С этим не мог мириться Спаситель. Стоит прочитать хотя бы несколько глав любого из четырех Евангелий, как становится очевидной непримиримая дискуссия между Иисусом и религиозными лидерами того времени. Фарисеи – влиятельная религиозная группа, делавшая акцент на беспрекословном следовании всем законам Моисея – постоянно безосновательно пытались уличить Иисуса в том, что Он нарушает предписания предков. Иисус же, игнорируя человеческие традиции и опираясь сугубо на авторитет Священного Писания, показывал, в чем именно состоит истинное, а не формальное исполнение Божьих заповедей. Возвращая людей к истокам истины, Господь разрушал в их сознании все накопившиеся с годами предрассудки.
Библия умалчивает о том, как именно праздновал Пасху Иисус. Известно, что Спаситель в точности соблюдал все Божьи заповеди, поэтому неоднократно посещал Иерусалим на праздник Пасхи2. Особое внимание Библия уделяет последней Пасхе Иисуса.
Последняя Пасха Иисуса
Последняя неделя в жизни Иисуса была очень напряженной. Он практически каждый день приходил в Иерусалимский храм и там учил народ. Фарисеи же и книжники постоянно искали способ для того, чтобы спровоцировать Его, обвинить и осудить. Но все их попытки были безуспешны. Публичное служение Иисуса Христа заканчивается тем, что Он произносит в адрес Своих ярых оппонентов восьмикратное «Горе вам»3, скорбя о том, что вожди и учителя нации – священники, книжники и фарисеи – не проявили никакого желания раскаяться, и покидает храм. После этого Он сосредотачивает все Свое внимание на учениках. Именно им Он рассказывает о признаках Его второго пришествия4, и с ними Он проводит два последних дня, в том числе и Пасху.
Новый Завет.
В тот вечер Иисус, совершая последнюю совместную пасхальную трапезу со Своими учениками, провозглашает очень важные слова. Он преломляет и раздает ученикам хлеб и неквасное вино (неперебродивший виноградный сок), а затем объявляет о заключении с ними Нового завета5. Он символически называет хлеб Своим ломимым телом, а вино Своей пролитой кровью, указывая на приближающиеся Его страдания за грехи мира6. В тот момент на основании древней Пасхи Он устанавливает символическое новозаветнее действие, которое по-разному может именоваться христианами – Евхаристия, Причастие, Вечеря Господня. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет», – говорит Священное Писание (Библия, 1-е Коринфянам 11:26). После этого Иисус направляется в Гефсиманский сад, где Его предает Иуда, а затем Его арестовывают, истязают и незаконно приговаривают к позорной казни на кресте.
Истинный пасхальный Агнец
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем… Он истязуем был, но страдал добровольно… как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Библия, Исаия 53:5–8). Это слова пророка Исаии, который за 700 лет предрек страдания Христа-Спасителя как смиренного агнца. Важно отметить, что и Иоанн Креститель, увидев впервые Иисуса, пророчески называет Его Агнцем Божьим: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Библия, Евангелие от Иоанна 1:29). Таким образом, в страданиях Христа исполнилась вся символика Пасхи.
На самом деле, Пасха это не только древний праздник избавления евреев из египетского рабства и от Божьих судов, обрушившихся на безбожный Египет. Это еще и древнейший пророческий прообраз избавления людей куда большего масштаба – из большего рабства и от справедливого судного дня над нечестивыми.
Прообраз спасения человечества
Египетское рабство евреев было всего лишь символом более страшного рабства, в котором пребывает все человечество – рабства греха. А суды Всевышнего, излившиеся на древний Египет, являлись прообразом грядущего судного дня Господнего над нераскаявшимися грешниками мира. Самостоятельно выбраться из такого рабства, а тем более устоять на самом справедливом и нелицеприятном суде без Спасителя, Покровителя и Защитника не под силу ни одному смертному. Единственное спасение – это жертва истинного Пасхального Агнца, Иисуса Христа, за грехи каждого человека и вера в силу этой жертвы. Именно Его невинная и спасительная жертва сквозь века отражалась в жертвах тех пасхальных агнцев, кровью которых в знак своей веры в Божье избавление рабы мазали косяки дверей своих домов во имя приближающейся свободы. Христос умер на кресте именно на Пасху не случайно. Это не совпадение. Это и есть исполнение древнего пророчества, заложенного в символике еврейского праздника Пасхи. Спустя много столетий, минувших с момента установления этого великого праздника, прообраз встретился с действительностью. Пророчество исполнилось! Поэтому последнее, что промолвил Иисус, умирая на кресте, было: «Совершилось!»
Пасха сегодня
Сегодня нет более нужды в том, чтобы в ночь на 14 нисана всей семьей вкушать мясо пасхального ягненка. Истинной Пасхой Библия словами апостола Павла называет жертву Иисуса Христа: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-е Коринфянам 5:7). Поэтому Пасха – это время для воспоминаний о великой победоносной голгофской жертве Иисуса Христа. Ведь с точки зрения Божественного провидения для грешного человека, смерть Христа дает свободу от греха, право на прощение и спасение от вечной гибели. Великое воскресение Иисуса – это лишь следствие Его великой победы на кресте. Не просто так апостол Павел призывает всех верующих: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Библия, Евреям 12:3).
Поэтому лучшим отголоском истинного празднования Пасхи сегодня будет жизнь по примеру Иисуса, как некогда сказал все тот же великий апостол Павел: «Для меня жизнь – Христос» (Библия, Филипийцам 1:21). Никакие выпечки и крашенки не дают спасения! Спасение дает лишь Христос: «…ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Библия, Деяния 4:12).
Пришла весна, а с ней все расцветает. Новая жизнь просыпается в природе вокруг нас. Но Иисус хотел, чтобы новая жизнь проснулась в наших сердцах. Откроем же Библию и прочитаем о Том, Кто так сильно любит нас: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Библия, От Иоанна 3:16–18). И эти строки Писания способны наполнить удивительным миром и открыть то, что, возможно, кто-то не мог так долго найти… Иисус умер за нас однажды и воскрес! Он действительно сегодня жив! Своим Духом Он всегда рядом с нами, чтобы спасти нас и поддержать.
Феликс Понятовский, доктор богословия, г. Буча
Источник: газета «АКЦЕНТ»