Христианство и Христос

Христианство — мировая религия, которая сегодня находится на первом месте по числу последователей. Оно возникло в I в. н. э. в Палестине, завоеванной к этому времени Римской империей. В основе религии лежит личность ее создателя — Иисуса из Назарета. Христиане верят, что Он является Сыном Божиим, обещанным в Ветхом Завете (первой части Библии) Мессией (Христом), Спасителем мира.

Для большой части христиан основой веры является именно Иисус, а уже потом Его учение, религиозные доктрины и дела. Личность Христа, вера в Него объединяют людей, принадлежащих к различным христианским направлениям, церквям, деноминациям и сектам.

Для христиан вопрос об историчности основателя их религии имеет большое значение. Верующим важно не просто знать, что Иисус жил на земле, но им необходимо верить, что Он — Сын Божий, умерший за грехи всего человечества, воскресший, восшедший на небеса и Который обязательно придет в славе судить живых и мертвых. Доктрины о Троице, творении, спасении, Небесном Царстве, воскресении мертвых и другие без веры в Христа теряют свое значение и смысл. То есть без Христа не может быть и христианства.

Современная наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть Божественность Иисуса, но сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что она располагает достоверными данными о Его существовании. Однако практически все знания о конкретных событиях жизни Иисуса проистекают из христианских источников. Биографические сведения об Иисусе Христе, о Его жизни, смерти и Воскресении содержатся в Евангелиях — книгах, написанных первыми христианами. Эти повествования входят в состав Нового Завета — второй части Библии, являющейся Священным Писанием христиан. Слово «евангелие» (греч. «благая весть») первоначально означало не книгу, а проповедь об Иисусе — Спасителе и Мессии (греч. Христе). В настоящее время даже неверующие ученые проявляют к раннехристианским сочинениям намного больше доверия, чем ранее.

А жил ли на земле Иисус Христос?

Первоначально вопрос об основателе христианства рассматривался лишь с теологической (богословской) точки зрения. Но в эпоху Просвещения в XVIII в., когда вера в Бога стала подменяться верой в человеческий разум, возникли иные взгляды на личность Иисуса. Ученые деистической, либеральной и атеистической направленностей положили начало двум основным школам — мифологической и исторической. Эти школы существуют по сей день. Первоначально они враждебно относились к традиционной христианской точке зрения, но в наши дни былое противостояние, особенно исторической школы, заметно ослабло.

Согласно мифологической школе, Иисус никогда не существовал, а все сведения о Нем, содержащиеся в Новом Завете, являются позднейшим вымыслом и даже результатом сознательного обмана. С точки зрения сторонников этой школы образ Иисуса — результат стихийного и сознательного мифотворчества. Исследователи объясняли происхождение новозаветных сказаний о Христе в зависимости от того, как они понимали сущность мифологии, какой концепции мифа они придерживались. В целом процесс формирования образа Иисуса Христа, согласно этой точке зрения, эволюционировал от представлений о Нем как Боге к наделению Его чертами реально-исторической личности, т. е. развивался от Бога к человеку. В качестве доказательства своей правоты сторонники мифологической школы приводили ряд фактов и предположений, которые в свете открытий исторической науки ХХ в. либо опровергнуты, либо выглядят малоубедительными.

В настоящее время подавляющее число ученых придерживаются точки зрения исторической школы, согласно которой Иисус Христос — это реальный исторический персонаж, оставивший неизгладимое впечатление в памяти своих почитателей и основавший новую религию.

Исторические подтверждения существования Христа

В пользу историчности Христа и сведений, содержащихся в Евангелиях, свидетельствует ряд источников, находящихся в распоряжении современной науки. Так, данные, полученные археологией, опровергли мнение о возникновении Евангелий во II в. То, что они возникли раньше, подтверждается папирусными списками книг Нового Завета, найденными в начале ХХ столетия в ходе археологических раскопок в Египте. Древнейшие из обнаруженных рукописей ученые относят к первой половине II в. – первой половине III в. Понятно что, для того чтобы христианство проникло на берега Нила, потребовалось определенное время. Поэтому создание самих новозаветных книг следует относить ко второй половине I в., что соответствует как их содержанию, так и церковной датировке.

Самым ранним, не вызывающим сомнений, отрывком Нового Завета является папирусный фрагмент, содержащий всего несколько стихов из Евангелия от Иоанна (Иоан. 18:31-33, 37-38). По мнению специалистов, он был создан в Египте в 125-130 гг. Ученые считают, что, прежде чем текст Евангелия от Иоанна стал известен в маленьком провинциальном городе на Ниле, прошло сравнительно много времени, необходимого для того, чтобы в египетском захолустье появились христиане. Благодаря этим находкам современные новозаветные евангельские тексты стали восприниматься как соответствующие оригиналам трудов апостолов — учеников и спутников Иисуса.

Огромнейшее значение для истории религии имеет находка в1947 г. на берегу Мертвого моря вблизи Кумрана древних свитков, содержащих ветхозаветные библейские и другие тексты. Рукописи книг Ветхого Завета здесь были найдены в большом количестве, а некоторые переписаны десятки раз. Так было доказано, что древние тексты первой части Библии очень близки к ее современному синодальному переводу.

А благодаря остальным текстам, найденным в Кумране, ученые получили дополнительные сведения о религиозной жизни еврейского общества c сер. II в. до н. э. до конца 60-х гг. I в. н. э. Полученные данные подтвердили достоверность многих реалий жизни евреев, описанных в Новом Завете.

Предполагается, что кумраниты спрятали свои свитки в пещеры, желая уберечь их от уничтожения в ходе подавления римлянами иудейского восстания. Известно, что поселения на берегу Мертвого моря были разрушены в68 г. н. э. Таким образом, в свете обнаружения небиблейских рукописей Кумрана очень сомнительной становится версия о более позднем написании текстов Нового Завета из-за отсутствия в них эллинистического влияния. И, наоборот, все убедительней выглядит предположение о возможности написания всех Евангелий до70 г. н. э., а всех книг Нового Завета - к85 г. н. э. (помимо «Откровения», которое датируется самым концом I в. н. э.).

Кроме этого, археологи опровергли мнение мифологической школы о том, что Евангелия писали люди, не знающие палестинской географии, обычаев и прочих культурных особенностей этой страны. Например, раскопки немецкого ученого Э. Зеллина (1867–1946) подтвердили близость Сихаря от колодца Иакова, как об этом говорится в Евангелии от Иоанна (4:5). Точность описания казни Иисуса подтверждает найденное в1968 г. на севере от Иерусалима захоронение распятого человека — Ехоханана (Иоанна), сына Каггола, умершего примерно в то же время, что и Христос. Также детально соответствуют археологическим данным евангельские описания иудейских похоронных обрядов и гробниц.

Среди находок1990 г. в Иерусалиме в так называемом Доме правления примечателен ассуарий (сосуд для хранения останков умершего). На нем имеется надпись, сделанная в I в. н. э. по-арамейски: «Иосеф, сын Каиафы». Возможно, это сын того самого Каиафы - иерусалимского первосвященника, который, согласно Евангелию, осудил Иисуса и преследовал первых христиан.

Найденные археологами надписи показывают, что все имена, упоминаемые в Новом Завете, являются обычными для той эпохи. Мнение тех, кто считал Понтия Пилата не реальным лицом, а символом созвездия Орион, опровергает надпись на камне, обнаруженная в1961 г. в римском театре в Кесарии. В ней Пилат именуется «префектом Иудеи», а не прокуратором, как его преемники после54 г. Именно префектом назван Пилат в Евангелиях и Деяниях Апостолов. Этот пример показывает, что авторы Нового Завета хорошо знали и помнили особенности запечатленной ими истории.

Из «внешних» нехристианских письменных источников, упоминающих о Христе, следует назвать два отрывка из «Иудейских древностей» — сочинений иудейско-римского историка Иосифа Флавия (37 – после 100). В XIX в. ученые считали тексты, в которых упоминается об Иисусе, искусной подделкой церкви - добавлением желаемого текста к реальному. Дело в том, что в имевшихся на тот период времени переписанных рукописях Флавия об Иисусе говорится как о Мессии, что, конечно же, не мог написать иудей, не принявший христианство. Однако в1971 г. была опубликована «Всемирная история», написанная по-арабски в Х в. христианским епископом Агапием. Как считают ученые, в этом труде содержится подлинный текст Флавия, не искаженный христианскими переписчиками. В нем о воскресении Иисуса и его мессианской роли говорится не как о факте, а как о рассказах Его учеников:

«В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса».

Второе упоминание об Иисусе приведено в «Древностях» в связи с осуждением на казнь Иакова. Об этом Иакове говорится в Евангелиях и Посланиях Павла (Мф. 13:55; Мк. 6:3; Деян. 12:17; 1 Кор. 15:7; Гал. 1:19, 2:9), которого обычно считают двоюродным братом Иисуса:

«Анан (первосвященник, сын Анны, участвовавшего в суде над Иисусом Христом) почитал для себя благоприятным случай, когда Фест (римский прокуратор в Иудее), а Альбин (преемник Феста) находился еще в дороге, созвал собрание судей и, представив на судилище Иакова, брата того Иисуса, Который именовался Христом, с некоторыми другими и сделав на них обвинение в нарушении закона, предал их всех на побиение камнями».

Упоминания о христианах и Христе имеются в сочинениях римских авторов начала II в: в «Жизни двенадцати Цезарей» Светония (70-140) говорится о преследовании христиан в64 г. во время правления Нерона; в «Письмах» Плиния Младшего, адресованных императору Траяну, содержится упоминание о многочисленных группах христиан в Малой Азии - в послании, датированном примерно113 г., Плиний просит у Траяна совета, как поступать с ними; говорится о христианах и в «Анналах» Тацита (58-117).

Упоминает об Иисусе и Талмуд. Талмуд - это «комментарий» на Ветхий Завет, авторитетный источник «мудрости» для иудеев. Известно, что значительная часть евреев не признала Иисуса из Назарета за долгожданного Христа. Поэтому, теоретически, в их интересах было вообще умолчать факт Его существования. Ведь Иисус навсегда разделил еврейский народ на тех, кто так и остался ждать Миссию, и тех, кто узнал Его в Иисусе. Между тем в Талмуде упоминается Иисус и Его учение. Так, в трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится:

«В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжение сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: «Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует». Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».

Кроме исторических, существуют и косвенные убедительные доказательства реальной жизни и служении Иисуса на земле

Кроме исторических, имеют место и косвенные доказательства существования Иисуса, которые свидетельствуют о Христе и Его Божественности даже больше, чем «мертвые» археологические находки.

Епископ Михаил (Мудьюгин), профессор санкт-петербургской Духовной академии, приводит следующие признаки новозаветной письменности, которые неоспоримо свидетельствуют об историчности Иисуса Христа:

«1. Новозаветные авторы, описывая чаще всего одни и те же события или приводя одни и те же высказывания Иисуса Христа и Его апостолов, согласны между собой в главном, расходясь нередко в частностях и деталях. Это говорит об отсутствии предварительного сговора или согласования: каждый свидетельствует независимо от других. В первую очередь сказанное относится к Евангелиям.

2. Новозаветные авторы, несомненно, были заинтересованы в успехе проповеднической деятельности, составной частью которой являлась их письменность. Такому успеху, тесно связанному с личным авторитетом проповедников, отнюдь не способствовало раскрытие теневых сторон их характера, поведения, деятельности. Если бы содержание Нового Завета было в большей или меньшей степени продуктом свободной художественной фантазии авторов, иначе говоря, их выдумкой, то они избегали бы упоминания о недостатках, ошибках и тем более пороках собственных и своих сотрудников. Между тем в Евангелиях мы находим множество сообщений, порочащих даже столь высокочтимого, знаменитого среди христиан «столпа» (см. Гал. 2, 9), как апостола Петра (его отречение, маловерие, его попытка отговорить Христа от следования по пути страданий и т. п., см. Марк. 14:53,54,66-72; Матф. 14:24-32; 16:22-23, «лицемерие», в котором его изобличает апостол Павел - Гал. 2: 11-14), не говоря уже о других учениках, проявлявших мелочное тщеславие, малодушие. Столь откровенно могли писать лишь те, кто ставил правду выше личного самолюбия и даже выше тактических соображений.

3. Большинство учеников Христовых, в том числе и авторов Нового Завета, окончили мученически свою жизнь, засвидетельствовав истинность своего благовестия собственной кровью, что можно почитать высшим и наиболее убедительным доказательством.

4. Личность Иисуса Христа столь самобытна, величественна и светла, что, как сказал один из западных богословов, «чтобы выдумать Христа, надо самому быть Христом». Всякий объективный читатель Евангелия, тем более христианин, приходит к тому же выводу».

Перечень «доказательств» Божественности и реальности Иисуса можно продолжить и дальше:

1. Как уже было сказано, апостолы терпели лишения и смело шли на смерть за Евангелие – весть людям о Христе (Миссии). Если это был фанатизм, то он не мог распространиться сразу на всех учеников. Ведь если рассказ апостолов о том, что они видели Иисуса Воскресшим, был блефом, то они как один не посвятили бы этой лжи всю свою оставшуюся жизнь. И не жертвовали бы этой жизнью.

2. Иисус не воспользовался влиянием на народ, хотя многие иудеи воспринимали Его как Мессию, который избавит их от ига Рима. При входе в Иерусалим толпа встречала Христа ликованьем и пальмовыми ветвями. Будь на месте Иисуса простой человек, он мог поднять народ на восстание, соблазнившись деньгами и славой. Но вместо трона и почестей Христос добровольно выбрал смерть на кресте. О Себе Он так и говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36).

3. Ученики Христа также обладали большим влиянием на народ. Молодой церкви новые христиане всегда помогали материально. Но никто из апостолов не стал изменником своей миссии: не стремился к славе, к обогащению, не воспользовался властью, деньгами для собственных нужд. Между тем церковь разрасталась молниеносно (см. Деян. 2:41). Люди принимали «новую» религию и шли за Христом благодаря вере своих учителей, их образу жизни, а также воодушевляясь наглядными примерами их изменившихся родных и близких.

4. История не знает примеров, когда «целитель» передает свой «дар» сразу многим ученикам. Ученики же Иисуса, выполняя Его поручение, как один исцеляли всех больных и бесноватых (см. Лук. 10:1,9,17, Мар. 6:7,13). Также после смерти и Воскрешения Иисуса апостолы продолжали исцелять больных и даже воскрешать мертвых (см. Деян. 19:11,12; 20:9-12).

5. Иисус был Hазареянином (см. Мк. 1:24; 14:67; Иоан. 1:44-45). Если бы Миссия был мифологической личностью, Он бы предстал в другом свете: иудеем, носившим имя Иммануэль (см. Ис. 7:14; Матф. 1:23) и родившимся в Вифлееме. А о Hазарете бы и не упоминали. Трудно также представить, что мифологический Мессия мог подвергнуться такой позорной казни, как распятие.

6. Никто из родоначальников религий на земле не называл себя Богом, кроме Иисуса. Все они считали себя людьми и не претендовали на божественность. В частности, Магомед любое сравнение с Аллахом (Богом) мог бы посчитать смертельным оскорблением. Иисус же говорил: «Я и Отец – одно» (Иоан. 10:30); «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9). Действительно, Богом себя может назвать только сумасшедший… Или Бог!!!

Внимание! Иисус не просто называл Себя Сыном Божьим. Вся Его жизнь и дела свидетельствовали о том, что Он не простой человек. В свои тридцать лет Он обладал глубочайшей мудростью (см. Матф. 13:54, Марк. 6:2), Он знал Священное Писание, не учивши его (см. Иоан. 7:15), творил чудеса (см. Матф. 21:15, Иоан. 2:23, 3:2, 9:16), всех исцелял (см. Матф. 4:24, 8:16, 12:15), воскрешал мертвых (см. Матф. 9:23-26, Иоан. 11:40-44, Лук. 7:12-15), ходил по воде (см. Матф. 14:26), знал мысли людей (см. Иоан. 1:48, 13:11) и мн. мн. др. И при этом был удивительно скромен (см. Матф. 12:20).

7. Ветхозаветное Священное Писание имеет много предсказаний о Христе (Миссии), которые находят отражение в жизни и смерти Иисуса: Иисус родился от Девы (Ис 7:14 – Матф. 1:18), Он был отраслью от колена Давида (Иер. 23:5, Ис. 9:6,7 – Матф. 1:1), родился в Вифлееме (Мих. 5:2 – Матф. 2:1,6), предсказаны годы начала служения Христа и Его смерти (Дан. 9:24-27), Иисус въехал в Иерусалим на ослице (Зах. 9:9 – Матф. 21:7), за Его предательство Иуда получил 30 серебряников (Зах. 11:12 – Матф. 26:15), деньги за предательство были отданы горшечнику (Зах. 11:13 – Матф. 27:7,10), перед казнью Он был безгласен, добровольно и смиренно идя на смерть (Ис. 53:7 - Иоан. 10:18), Он был причтен к разбойникам (Ис. 53:12 – Матф. 27:38), Его распяли (Пс. 21:17 – Иоан. 19:18), на кресте тело Иисуса пронзили (Зах. 12:10 – Иоан. 19:37), кости Его не были сокрушены (Пс. 33:21 – Иоан. 19:36), об одежде Его бросали жребий (Пс. 21:19 – Иоан. 19:24), Иисуса положили в гроб богатого (Ис. 53:9 – Матф. 27:58-60), во время Его смерти днем случилось затмение солнца (Ам. 8:9 – Лук. 23:44,45) и многое другое. В Ветхом завете насчитывают более 50 предсказаний об Иисусе.

Написаны эти предсказания были за столетия до времени, описанного в Евангелии. Напомним, что «задним числом» искусственно пророчества не могли быть внесены в текст ветхозаветного Писания. Вспомним о кумранских свитках, о которых мы рассказывали в предыдущей главе. Эти найденные рукописи, датированные II в. до н. э. – I в. н. э., очень близки к тексту современного Синодального перевода Ветхого Завета.

Задайте себе вопрос: «Разве может быть столько совпадений?!» Согласно теории вероятности, два исполнения предсказаний могут выпасть на одного человека с вероятностью 10 в N-ой степени! А если речь идет о гораздо большем их количестве?

Иисус свидетельствует о Себе жизнью своих верных последователей

Однако самое большое свидетельство реальности Иисуса Христа – это личная встреча с Ним, Его влияние на жизнь и характер человека. Ведь только личная встреча может доказать нам, что всё, о чём говорит Библия, действительно правда. И эта встреча значительно лучше, чем любой трактат, внешний довод или фактологический анализ. Именно личная встреча с Иисусом делает нас христианами, именно в этой личной встрече Бог открывает нам Себя.

Для наглядности этих, на первый взгляд, сухих доводов, мы приведем свидетельства чудесных обращений души от неверия к вере, о которых в одном из своих радиообращений рассказал служитель Георгий Чистяков:

«Иисус жил и проповедовал скрыто от глаз современных Ему историков и философов. И сегодня, происходит то же самое: очень часто Он тоже остаётся как бы незаметным для многих, для многих остаётся Богом неизвестным. Французский поэт и писатель Поль Клодель рассказывает о том, что он в отношении религии, в отношении веры во Христа был абсолютно нейтральным. Он не воспринимал христианство как какую-то истину, как что-то, открывшееся ему, он вообще не задумывался никогда о том, что такое христианство, что такое Евангелие и вообще никогда не брал в руки Библию. И вот однажды, в рождественскую ночь, он решил пойти в собор Парижской Богоматери, в Нотр-Дам, потому что молодой поэт считал, что там во время торжественного богослужения он может найти что-то такое, что может стать материалом для его поэзии, для его стихов. Пришёл, стоял у колонны, слушал пение мальчиков, облачённых в белые стихари, и вдруг что-то его пронзило. Как он потом скажет, «я почувствовал, что Он здесь». Почувствовал, и стал другим. Пришёл домой и нашёл Библию, единственную, которая была у них в доме, подаренную его сестре Камилле её подругой – христианкой-протестанткой. Нашёл и начал читать. «Три года, - говорит Поль Клодель, - я читал эту книгу и, читая её, боролся с Богом, как некогда боролся с Богом патриарх Иаков». А затем поверил, затем откликнулся на тот призыв, который услышал ночью, во время рождественской службы в соборе Парижской Богоматери. Вот вам одна история обращения, история встречи.

Другая: Мальчик по имени Андрюша Блум скучал в школе на уроке, во время которого какой-то пожилой священник громким и, с точки зрения этого мальчика, очень неприятным голосом рассуждал о Евангелии. Священника этого звали Сергий Булгаков. Вернувшись домой, мальчик попросил у своей матери Евангелие, Новый завет. Заглянул в оглавление, обнаружил, что среди Евангелий есть называющееся «от Марка», самое короткое по объёму, и, чтобы много времени не тратить на чтение, взялся за это самое Евангелие от Марка.

«И, - говорит этот мальчик, ставший теперь знаменитым служителем Христа Антонием Сурожским,- как взял я в тот день в руки Евангелие, так и теперь не расстаюсь с ним до сих пор». Произошла личная встреча со Христом. Именно личная встреча, а не какие-то внешние доводы или внешние аргументы.

Ещё одна история. Ее рассказала одна женщина. В течение 18 лет она ежедневно проходила по пути на работу в один из Московских НИИ мимо действующей церкви. Иногда в эту церковь «ученая» дама заглядывала, иногда даже оставалась в ней на пять-семь минут, ставила свечки в память сначала о бабушке, а потом о родителях, но на самом деле ничего не чувствовала и никакой потребности в Боге не ощущала. Но однажды на улице остановил её какой-то человек и дал ей маленькую книжечку в синей обложке - Новый Завет. «Я, - сказала эта женщина, - в метро открыла эту книжку, стала читать наугад, уже теперь, - говорит она, - не помню, какое из Евангелий это было, стала читать и до сих пор читаю, и до сих пор не могу с ней расстаться».

В жизни каждого из этих трёх людей произошла личная встреча с Иисусом. Как же нам познакомиться с Господом? Один из важнейших путей, ведущих к личному познанию Бога, – это чтение Его Слова – Библии. Для верующих весь Новый Завет, а в широком смысле вся Библия, является свидетельством о Христе – Сыне Божьем, пришедшем в мир для спасения каждого человека (Иоанн. 12:47). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Евангелие и прочитать хотя бы несколько страниц. Многие люди, желающие опровергнуть истинность христианства, именно с этой целью принимались за изучение Библии. Но вступая в борьбу с Богом, они из противников Христа становились Его друзьями. Потому что в словах Священного Писания они начинали слышать голос Живого Бога, ощущать Его всепобеждающую любовь, понимать величие безграничной жертвы Христа ради нас.



Источник: http://apologetica.ru

Переводчик Google

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Соболезнование Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в связи с трагедией в Крокус Сити Холле, Москва

Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня выражает искренние соболезнования по поводу трагедии, с...

У колодца Иакова

Глава 19. У колодца Иакова Эта глава основана на Евангелии от Иоанна 4:1—42 Путь Иисуса в Галилею...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ АСД г.Флорешты

ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО НАЙТИ ЗДЕСЬ...

Просмотр Группы Документов

КНИГИ ДУХА ПРОРОЧЕСТВА

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЧТЕНИЯ

ТЕЛЕКАНАЛ

ВСЁ О БИБЛИИ

АДВЕНТИСТСКИЙ ВЕСТНИК

ЖУРНАЛЫ

МОЛИТВЕННЫЕ ЧТЕНИЯ-2018