Урок 6. Символические действия. Автор: Александр Ващинин
Памятный стих: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?» (Рим.9:21).
• «Не властен ли горшечник над глиною…» - Кому были сказаны эти слова?
«Бог был намерен явить Свою благодать не только среди израильтян, но и среди язычников. Об этом ясно сказано в пророчествах Ветхого Завета. И в своих рассуждениях апостол использует их. «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого"» (см. Ос. 1:10)». (Деяния апостолов гл.35)
• При каких обстоятельствах, человек может быть «Сосудом чести»?
«Если человек становится причастником Божеского естества, любовь Христа пребывает в нем как неизменный принцип души и эгоистичное «я» с его характерными свойствами уже не проявляется. Но печально видеть, когда люди, которые должны быть «сосудами в чести», потворствуют себе, услаждая низменную природу и ходя путями, уже осужденными совестью. Люди, называющие себя последователями Христа, опускаются до самого низкого уровня, постоянно сетуя на свои недостатки, но никогда не преодолевая их и не сокрушая сатану под своими ногами. Вина и осуждение неизменно обременяют душу, и такие люди могут лишь возопить: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Через потворство греху чувство собственного достоинства унижается, и когда это происходит, тогда уважение к ближним становится слабее; мы начинаем думать, что другие так же неправедны, как и мы сами». (Свидетельства для церкви т.6)
• Что необходимо сделать каждому человеку, который желает стать «Сосудом чести»?
«Наши сердца должны быть очищены от малейшего поползновения к превосходству, и живые принципы истины должны быть насаждены в нашей душе. Люди всех возрастов должны сегодня проводить в своей практической жизни качества характера Христа. Они должны ежедневно духовно развиваться, чтобы таким путем стать сосудами «чести» в служении своему Учителю». (Свидетельства для церкви т.9)
Воскресенье. Истина, представленная в символах
• Прочитайте Числ.21:4–9. Что символизировал собой медный змей, поднятый на древе?
«История с Моисеем была хорошо знакома Никодиму. Символ -вознесенный змей помог ему понять миссию Спасителя. Когда израильский народ в пустыне умирал от укусов ядовитых змей, Господь повелел Моисею сделать медного змея и установить его высоко в центре лагеря. Всему стану было объявлено, что всякий, кто посмотрит на медного змея, останется жив. Люди хорошо знали, что сам по себе медный змей не имеет никакой силы. Но это был символ Христа. Как медный змей, сделанный по подобию ядовитых, был вознесен для исцеления людей, так и Тот, Который явился "в подобии плоти греховной", стал их Избавителем (Рим 8:3)». (Христос - надежда мира гл.17)
• Какой урок мы можем извлечь из этой истории?
«Многие израильтяне считали, что жертвоприношения могли освободить их от греха. Бог же хотел научить их, что сами по себе жертвоприношения животных имеют не больше силы, чем медный змей. Их назначение состояло в том, чтобы обратить помыслы иудеев к Спасителю. Для исцеления ран, для очищения от грехов им не могло помочь ничто, кроме упования на Дар Божий. Для того чтобы жить, они должны были взирать на этот символический образ. Ужаленные змеями могли замешкаться и не обратить свой взор на медного змея. Они могли сомневаться в том, что этот медный символ имеет некую скрытую силу. Они могли бы потребовать рационального объяснения, но объяснения не последовало. Они должны были принять слово Божье, реченное через Моисея. Отказаться взглянуть - значило погибнуть. Не спорами и сомнениями насыщается душа. Мы должны взирать и жить… Подобно Никодиму, мы должны входить в жизнь, чувствуя себя закоренелыми грешниками. Кроме Христа, "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12). Верой мы принимаем благодать Божью. Но и одна только вера не является нашим спасителем. Сама по себе она ничего не значит. Вера - это всего лишь рука, которой мы держимся за Христа и принимаем Его заслуги, это средство исцеления от греха. Мы даже покаяться не можем без помощи Духа Божьего». (Христос - надежда мира гл.17)
Понедельник. Глина горшечника
• Почему Бог повел Иеремию в дом горшечника? Иер.18:1–10.
«Горшечник берет в руки глину и придает ей форму и вид, согласно желания. Он месит ее, рвет на куски, и снова прессует. Он смачивает ее, затем сушит. Он оставляет глину на некоторое время и не прикасается к ней. Когда она становится податливой, горшечник продолжает работу по изготовлению сосуда. Он придает ему определенную форму, подравнивает и шлифует изделие. Сушит его на солнце и обжигает его в печи. Таким образом изделие становится сосудом, пригодным для употребления. Так великий Горшечник желает формировать и нас. Мы должны быть в Его руках такими, как глина в руках горшечника. Наша роль состоит в том, чтобы поддаваться формированию, которое производит великий Горшечник». (Свидетельства для церкви т.8)
• Как быть хорошей «Глиной» в руках Господа?
«Господу нужны люди, чья повседневная жизнь становится источником благочестивого примера и чьи слова и поступки показывают, что Христос живет в их сердце, указывая им путь. Ему нужны люди молитвы, которые в борьбе с Богом побеждают свое "я", а затем делятся с другими тем, что сами почерпнули из Источника силы. Бог принимает тех, кто распинает себя, и делает их сосудами для почетного использования. В Его руках они подобны глине в руках горшечника, и Он осуществляет через них Свою волю. Такие люди обретают духовную силу. Христос живет в них, и сила Его Духа укрепляет их поступки. Они понимают, что должны жить в этом мире так, как жил Иисус, в Котором не было и следа эгоизма. Христос побуждает их нести свидетельство о Нем, которое привлекает души к Голгофе кому кресту». (Дочери Божьи гл.5)
• Как вы думаете, почему непросто человеку находится в Божьих руках?
«Если вы находитесь в Его руках, то все преодолеете силой Возлюбившего вас. Приняв человеческую природу, Христос связал Себя с человечеством прочными узами любви. Если сам человек не захочет, то никакая сила не сможет разорвать их. Сатана будет все время искушать нас расторгнуть эти узы, принять решение жить без Христа. Вот почему нужно бодрствовать, молиться и прилагать усилия к тому, чтобы никакие соблазны не заставили нас избрать другого господина. Ведь за нами всегда остается право выбора. Сосредоточим свой взор на Христе, и Он сохранит нас. Пока мы взираем на Христа, мы находимся в безопасности. Никто не может вырвать нас из Его рук. Постоянно созерцая Его, мы “преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3,18)». (Путь ко Христу гл.8)
Вторник. Вырождение нации
• Почему многие люди оставляют Господа? Иер.19:4
«Все услышат Его голос, кто желает исправиться; но те, кто обмануты врагом, не желают прийти к свету, чтобы их дела не были обличены. Многие из вас не могут понять работу и присутствие Божье; вы не знаете Его. Господь по-прежнему милостив, желает простить всех, обращающихся к Нему с раскаянием и верой. Господь сказал: «Многие не знают, в чем они претыкаются. Они не обращают внимания на голос Божий, но следуют за светом своих глаз и разумением своего сердца. Неверие и скептицизм заняло место веры. Они оставили Меня». (Свидетельства для церкви т.5)
• Что является идолопоклонством?
«Предостерегающие слова апостола в адрес Коринфской церкви своевременны для любой эпохи, но особенно актуальны они в наши дни. Так, под идолопоклонством он имел в виду не только поклонение идолам, но и самому себе: любовь к праздности, удовлетворение низменных желаний и страстей. Формальное исповедание веры во Христа, кичливость своим знанием истины не делают человека христианином. Религия, стремящаяся лишь к услаждению зрения, слуха и вкуса или одобряющая потакание своим желаниям, не есть религия Христа». (Деяния апостолов гл.30)
• Когда люди становятся идолопоклонниками?
«Отвергая истину, люди отвергают и ее Основателя. Попирая ногами закон Божий, они отрицают и авторитет Законодателя. Создать идола из ложных учений и теорий так же легко, как и сделать его из дерева или камня. Извратив сущность Господа, сатана внушил людям превратные понятия о Нем. Многие, свергнув Иегову, сделали своим кумиром философию, и лишь немногие верят в Живого Бога, каким Он открылся в Своем Слове» во Христе и делах творения. Тысячи обожествляют природу и в то же время отрицают Творца природы. Хотя и в различных формах, но идолопоклонство существует и в современном христианском мире так же широко, как оно было распространено и в древнем Израиле во дни Илии. Бог многих самонадеянных мудрецов, философов, политиков, журналистов. Бог, признаваемый элитарными общественными кругами, колледжами, университетами и даже некоторыми богословскими заведениями, лишь немногим лучше Ваала, финикийского бога Солнца». (Великая борьба гл.36)
Среда. Разбитый кувшин
• Прочитайте Иер.19:1–15. Что Господь повелел Иеремии сделать и каков был смысл этого действия?
«Что хорошего в разбитом глиняном кувшине? Даже если кувшин треснул, можно найти, как его использовать, однако не по прямому назначению. Но Иеремия должен был не просто поломать его. Он должен был разбить его, по существу, сделав его бесполезным. Увидев действие и услышав слова, которые за этим последовали, трудно себе представить, что люди не поняли предупреждения. Конечно, понять предупреждение и изменить образ жизни — совершенно разные вещи». (Урочник)
• Может ли кто-нибудь восстановить разбитый кувшин?
«Ангелы с небес стоят около всех, кто совершают дело Божие в служении их ближним. И вы имеете сотрудничество самого Христа. Он — Восстановитель и, когда вы будете работать под Его наблюдением, вы увидите великие результаты. От вашей верности в этой работе зависит не только благосостояние других, но и ваша собственная вечная участь. Христос старается возвысить всех, кто поднимается до дружбы с Ним, как Он един с Отцом. Он позволяет нам прийти в соприкосновение с бедствием и страданием для того, чтобы вызвать нас из состояния нашего эгоизма; Он старается развить черты присущего Ему характера — сочувствие, нежность и любовь. Принятием этой работы служения мы помещаем самих себя в Его школу, чтобы быть подготовленными для Царства Божия».( Наглядные уроки Христа гл.7)
Четверг. Льняной пояс
• Прочитайте Иер.13:1–11. Какое символическое действие должен был выполнить пророк Иеремия? Что это действие означало?
«В любом случае, пояс символизирует Иерусалим с храмом, чистым и неукрашенным, как было в самом начале. Человек в льняном поясе символически представлял Самого Бога. Это показывает, насколько сильно Бог был привязан к Своему народу. Некоторые комментаторы особое внимание обращают на ткань, из которой был сделан пояс, а именно: лен, который использовался для одежд священников (Лев.16:4). В конце концов, Иуда должен был быть народом, выполняющим священническое служение (Исх.19: 6).
Подобно тому, как пояс был испорчен, так посрамится гордость нации. Как пояс плотно охватывает талию человека, эти люди также когда-то прилепились к Господу и были Его источником хвалы и славы. Но, переняв окружающую культуру, они запятнали себя и испортились». (Урочник)
• Какой важный урок мы можем извлечь из истории с льняным поясом?
«Бог просеивает Свой народ. Он желает иметь чистую и святую Церковь. Мы не можем читать сердца людей, но Господь дает нам средства содержать Церковь в чистоте. Из тех, кто не хочет жить с народом Божьим, восстает испорченный народ. Эти люди глухи к обличениям, а потому неисправимы. У них была возможность узнать, что их борьба нечестива. У них было время раскаяться в своих заблуждениях, но они слишком дорожили своим «я». Они холили и лелеяли его, и оно сильно выросло и отделило их от верного народа Божьего, который Сам Бог очищает. Мы все имеем причины благодарить Бога за то, что Он открыл путь для сохранения Церкви, ибо гнев Божий должен постигнуть нас, если эти развращенные притворщики останутся среди нас». (Свидетельства для церкви т.1)
Заключение
«В церкви есть люди, на словах соблюдающие закон Иеговы, но на деле этот закон нарушающие. Есть люди, не видящие собственных пороков. В них живет корыстный, меркантильный дух, но они закрывают глаза на грех любостяжания, который Библия определяет как идолопоклонство. Людей с подобным характером их собратья оценивают как самых образцовых христиан, но око Божье читает сердце и распознает мотивы. Господь видит то, что человек не может узреть в мыслях и характере. В Своем Провидении Бог ставит этих людей в такое положение, что со временем открываются изъяны их характера, которые они смогут исправить, если только захотят. Некоторые братья всю жизнь преследуют личные интересы, они поглощены собственными корыстными планами и пекутся только о собственной выгоде, не думая о том, что своими планами или действиями могут огорчить или расстроить ближних. Корыстные интересы вытесняют милость и любовь Божью. Иногда Господь позволяет этим людям продолжать в духовном ослеплении их корыстный путь, пока их пороки не становятся очевидны для всех, имеющих духовное зрение, поскольку дела свидетельствуют о том, что такие люди не являются истинными христианами». (Свидетельства для церкви т.3)
Урок субботней школы №6 "Символические действия" Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?» (Рим.9.21).
Вступление. Зачем писатели используют символы, чтобы передать какое-то сообщение? Почему бы не сказать все как есть? Библия полна символов, которые призваны передать более глубокие идеи и загадки. Сам Иисус часто говорил притчами, в которых был заключен более глубокий смысл, чем казалось с первого взгляда. Порой понять символизм Библии — трудная задача.
Мы часто берем из Священного Писания неверные идеи или настолько сосредоточиваем свое внимание на подтексте, скрытом в структуре стихов, что полностью теряем из виду более глубокие идеи, которые Бог так усердно пытается помочь нам понять. Однако если мы будем просить совета у нашего Учителя, Святого Духа, мы сможем посмотреть на идеи и мысли, заложенные Богом в Его Слове с помощью символов, с более широкой перспективы.
В этом уроке мы будем более глубоко рассматривать несколько символов из Библии и изучать важные идеи, которые Бог специально упомянул для нас в Своем Слове.
I. Символы.
1. Что это такое?
- Говоря об определении этого слова, как мы можем объяснить литературный прием символ или притчу? (дать время для ответов в классе СШ)
Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
Символическое действие имеет способность передавать сложную и абстрактную реальность в краткой и упрощенной форме.
Перечислите в классе некоторые символы и/или символические действия, присущие вашей культуре.
Жизнь Иеремии была тесно связана с его вестью, а символические действия, которые он часто совершал, передавали Божье послание более действенным способом, чем это сделали бы слова.
2. Зачем их использовать?
- Читая следующие отрывки Библии, что мы можем сказать по поводу того, зачем Бог использует символы или притчи? (обсудить в классе СШ)
Ос.12.10.
Матф.13.34-35.
Марк.4.33-34.
- Почему донося до людей вести использование притчи или символа иногда лучше в отличие от прямой речи? (обсудить в классе СШ)
- Можете это проиллюстрировать на библейском примере? (дать на это время в классе СШ)
II. Символы в вести.
Не зря существует поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому символы в вести добавляли наглядности и делали весть более доходчивой для слушателей
1. Глина.
- Зачем Бог использует образ глины в вести пророков?
Иер.18.4.
Ис.29.16.
Рим.9.18–21.
- Что этот образ глины говорил слушателям?
Пример. Если на солнечном месте положить воск и глину, то на тепло солнца они будут реагировать по-разному. Кто-то становится мягким и эластичным, другой каменеет, а после большой температуры становится вообще ни к чему не пригодный.
2. Сосуд.
- Читая о следующем образе «сосуд», что этим образом желал сказать Бог людям?
Иер.19.
3. Пояс.
Еще один символ, который Бог использовал в вестях пророка Иеремии, это пояс.
- О чем этот образ говорил людям?
Иер.13.1–11.
III. Символы в жизни.
1. Пророка.
- Понимал ли сам пророк смыл символов, которые Бог повелел использовать?
- Как пророк использовал эти символы в донесении вести до народа?
Если понимать буквально, Иеремия должен был совершить два продолжительных путешествия к Евфрату (четыре путешествия по 560 км). Это свидетельствует еще раз о том, что жизнь пророка непосредственно связана с Божьей вестью. Испорченный льняной пояс указывал на необратимость Божьих судов, которые должны были совершиться посредством вавилонского пленения. Однако пояс, помещенный в расселине скал возле Евфрата, который пророк позже достал оттуда, символизирует надежду на возвращение Израиля из плена.
Т.е. все эти образы прошли через ум и руки пророка.
2. Народа.
- Когда мы говорим о народе, понимал ли сам народ все эти образы?
- Так стоило ли использовать символы, зачем не говорить прямо? (обсудить в классе СШ)
3. Нас сегодня.
- Говоря о нас сегодня, что мы можем сказать за образы в нашем духовном воспитании Богом?
1Кор.10.11.
- Почему и сегодня не все христиане не готовы принимать не только прямую речь от Бога, но даже не понимает о значения образов? (обсудить в классе СШ)
Евр.5.14.
- Смотря на все это, что мы можем сказать лично о себе? (вопрос для размышления).
Вывод: Символы и символические действия могут передавать важные вести. Иеремия часто использовал эти приемы. Разбитый кувшин и испорченный льняной пояс — не совсем приятные образы, однако они содержат также положительную весть о всемогущем Боге и Его желании строить тесные отношения с нами.
Библейские символы обращают наше внимание на другую реальность, Божью реальность, которая становится понятной иногда посредством символов.
В размышлении над символами в этом уроке мы должны осознать, что не символ приносит спасение, а реальность, которая скрывается за ним. Фактически значение символа может изменяться. Горе нам, если мы верим в символ вместо того, чтобы полагаться на духовный смысл, на который он указывает.
Обновлено для 03.11.2015 05:26 http://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/2009-04-09-03-49-15/40-ss/2558-ss6042015.html