УРОК №8 С БОГАТЫМИ И ЗНАМЕНИТЫМИ. Памятный стих: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).
Урок №8. Дополнительный материал. Общение с богатыми и знаменитыми 15–21 февраля 2014 г.
Памятный стих: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим.6:10).
Благословенные богатством
1. 1 Тим.6:10 – почему корень всех зол есть сребролюбие? Что такое сребролюбие?
Мирское богатство приносит с собой много искушений. Деньги и власть обнаруживают, что есть в человеке. Однако проблемы возникают не из-за самих вещей, а из-за нашего отношения к ним. Например, Христос использовал Свою власть, чтобы искупить человека. Будучи богат, Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою (2 Кор.8:9).
2. Прит.30:7-9 – каким должно быть наше понимание богатства и отношение к нему?
Наше отношение к богатству – чтить Бога десятиною и приношениями. Десятина – это проявление верности Богу, а приношения – проявление любви. Все в этом мире принадлежит Богу (Агг.2:8; Пс.23:1; Пс.49:10-12), наша только способность распоряжаться дарованными Богом сокровищами и талантами.
3. Втор.8:17,18 - какой совет относительно богатства предлагает Писание? Почему израильтянам было важно не забыть, откуда исходят все их благословения?
Само по себе богатство не свидетельствует о духовной скудости или духовном безразличии человека. Среди богатых есть очень набожные и верные люди, так же, как скупые и злые. В любом случае желание иметь деньги не должно превращаться в одержимость. На примере Навуходоносора мы видим, насколько опасным становится богатство, когда его превращают в идола. С другой стороны, признание Божьей щедрости, в том числе и в отношении богатства, приносило духовные и материальные благословения. Израильтяне были особым образом призваны не забывать, откуда приходят все благословения.
4. Как Иисус Христос относился к богатым людям?
а) Христос не пренебрегал элитой общества, но и не благоговел перед ней. Спаситель понимал, что финансовое благополучие не могло восполнить отсутствие душевного мира, удовлетворенности, значимых взаимоотношений или правильной цели. Самый богатый магнат легко мог оказаться одиноким, пустым и озлобленным, в отличие от самого простого, бедного и кроткого верующего.
б) Бог относится к богатым и влиятельным людям так же, как и к менее привилегированным. За внешней оболочкой любого человека, богатого или бедного, важного или незначительного, скрывается личность с одинаковыми потребностями. Иисус не пренебрегал богатыми, и не заискивал перед ними. Ему был одинаково дорог каждый человек.
5. Для самоанализа. Как лично вы относитесь к богатым? Испытываете ли по отношению к ним зависть? Как вы можете научиться контролировать подобные чувства и относиться к богатым людям благожелательно, осознавая, что они также нуждаются в спасительном познании Иисуса?
Есть богатые люди (так же, как и бедные), которые используют весь свой доход, чтобы служить собственным эгоистичным желаниям. Есть также богатые люди, которые отдали на благотворительность больше, чем большинство из нас когда-либо видели в своей жизни. Мы не должны с презрением относиться к богатым. Они нуждаются в спасении, как и все люди.
Ночная встреча
1. Ин.3:1–15 - почему Никодима заинтересовала весть Иисуса? (Ин.2:13–25). По какой причине Никодим пришел поговорить с Иисусом ночью? Что мешало ему прийти к Иисусу открыто, при свете дня?
а) Иисус привлекал людей всех возрастов, этнических групп, уровней образованности и материального состояния. Никодим был человеком, сердце которого откликнулось на вести Иисуса. Никодим стал свидетелем Божественной силы и власти, явленных в служении Христа, поэтому искал возможность встретиться с Ним, но тайно. Иисус, не желая, чтобы кто-то погиб, с готовностью воспользовался этой возможностью, дабы помочь Никодиму приблизиться к Царству Небесному. Нищета Никодима носила духовный характер. Обладая земными благами, занимая высокое общественное положение, он, однако, испытывал духовный голод.
б) Один из барьеров – репутация. Никодим был фарисеем, членом синедриона. Он мог бы лишиться всех привилегий, если бы покинул синедрион и заявил о своей преданности Христу.
2. Какую главную весть Христос передал Никодиму?
Главная ценность человеческой души заключается в ее доступности Святому Духу. Богатство – еще не повод, чтобы стать детьми Божьими. Главное – доступность Святому Духу. Для того, чтобы стать дитем Божьим, каждый человек нуждается в новом рождении – рождении от Бога.
3. Что видел Иисус в Никодиме, когда разговаривал с ним под покровом ночи?
Инстинктивно Никодим бунтовал против любого предположения, что такие осведомленные и образованные израильтяне, как он, нуждаются в обращении. Тем не менее, Иисус открыл его истинное положение, поставив Никодима перед выбором между судом и спасением. Боясь осуждения и насмешек, Никодим, казалось, отказался принять приглашение Христа. На первый взгляд, беседа не принесла желаемых результатов. Но духовное семя было посеяно и медленно прорастало в его сердце.
«После вознесения Господа, когда ученики Христа были рассеяны из-за гонений, Никодим смело выступил в поддержку учения Христа. Он жертвовал средства на поддержание молодой Церкви, которая, как надеялись правоверные иудеи, должна была исчезнуть со смертью Христа. Во времена опасности Никодим, некогда осторожный и сомневавшийся, стоял твердо, как скала, и укреплял веру в учениках Христа, материально поддерживая дело евангелистов. За это его презирали и преследовали те, кто прежде с почтением относился к нему. Он обеднел, утратил прежние почести, но не поколебался в вере, зародившейся в нем во время той ночной беседы с Иисусом» (Э. Уайт. Желание веков, с. 177).
Богатые, но с плохой репутацией
1. Кто такие мытари? Почему их не любили в израильском народе?
Мытари – это сборщики податей. По сути, на них были возложены обязанности римских правительственных агентов, поэтому их воспринимали как предателей и даже ворующих предателей. Мытари удерживали для себя средства помимо тех, которые собирали для римлян. Поэтому, когда люди видели нарядные одежды и большие дома мытарей, они знали, что все это приобретено нечестным путем.
2. Мф.9:10–13 и Лк.5:27–32, 19:1–10 - что вызвало критику в адрес Иисуса? Какой урок относительно благодати излагает Его реакция на критику?
Некоторые зарабатывают деньги законно, но безнравственно, поскольку, к сожалению, не всегда безнравственное считается в мире незаконным. Все это, однако, не оттолкнуло Христа от таких людей. Бросив вызов социальному мнению, Иисус отобедал и с Закхеем, и с Матфеем, тем самым навлекая на Себя яростную критику со стороны священников и простого народа. Но благодаря тому, что Иисус общался с этими презираемыми людьми, они в конце концов приняли Евангелие. Матфей не только стал одним из двенадцати учеников, но также принял участие в написании Нового Завета!
3. Лк.19:1-4 – что привлекло Закхея к Иисусу?
Закхей увидел, что богатство и власть не восполняют его духовную нужду. Он имел сердечную тоску, его душа жаждала истины.
4. Лк.19:5-10 - какая весть была у Иисуса для Закхея? Как Закхей на нее отреагировал?
а) Понимая уникальность личности Закхея, Иисус увидел в нем потенциал, и подобрал к нему такой подход, который мог в точности привести к осуществлению Его воли. «Надобно Мне быть у тебя в доме» - не богатству, не чему-либо земному, а именно Иисусу надлежит царствовать на престоле наших сердец (Откр.3:20). Если в жизни человека нет Христа, он – самый несчастный. Иисус увидел духовный голод Закхея и восполнил его нужду.
б) Закхей в глазах Христа увидел того Закхея, которого еще нет, но может быть. Он увидел нового Закхея, новые возможности, надежду на будущее. Его реакция – «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8).
5. Какой урок мы должны извлечь для себя из отношения Иисуса к Матфею и Закхею?
Мы должны быть осторожны, оценивая духовное состояние людей. Хотя не все грехи одинаковы и какие-то из них действительно отвратительны и хуже других, тем не менее, все мы равны перед Богом, ибо все нуждаемся в праведности Христа.
Приоритеты
1. Мк.4:18,19; Лк.1:51–53; 6:22–25; 12:16–21; 16:13 - какие духовные предостережения и практический совет содержатся в этих стихах? Как верующие люди могут использовать эти отрывки, чтобы делать учениками богатых?
Говорят, что не мы владеем вещами, а они владеют нами. Как легко оказаться поглощенным материальными благами! Именно поэтому Иисус предостерегал об обманчивости богатства. Деньги или погоня за ними легко могут затмить наши духовные приоритеты. Насколько важно помнить об этом, когда мы пытаемся достичь людей, чье богатство, возможно, уже ослепило их.
Христос меняет наши приоритеты. Хотя богатство не запрещено, его необходимо рассматривать в перспективе. Материальные блага являются Божьими средствами, цель которых - приносить людям пользу. Средства становятся благословением, если ими делятся, а не копят их. Накапливаемые блага становятся проклятьем. Богатство – иллюзия. Тот, кто делает акцент на нем, ошибается, и эта ошибка может стоить ему вечности.
Меркантильные люди, богатые или бедные, рискуют пожертвовать вечным благополучием ради временных удовольствий. Вечную радость меняют на преходящие вещи, которые портятся и выходят из моды. Люди служат либо Богу, либо деньгам, невозможно совмещать одно и другое. Каждому человеку, богатому и бедному, необходимо помнить слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36).
«Трудно богатому…»
1. Мф.19:16–26 - о каких духовных опасностях идет речь в отрывке? Какую пользу могут принести верующие современным «богатым молодым правителям»?
Иисусу не нужны наши деньги, Ему нужны мы. Мы можем все продать и ходить в одежде, сделанной из газет, но это само по себе не приблизит нас к Христу.
Христос указал на соблюдение Десяти Заповедей по букве, как на минимальный стандарт послушания. Он требовал соблюдения заповедей по духу, а дух Закона – любовь, чего молодому начальнику недоставало. Христос ожидал праведности, превосходящей праведность религиозных вождей. Нужно ли было снизить стандарт, чтобы приспособить его к этому кандидату в ученики? Мк.10:21 – Иисус полюбил юношу, но Его требования остались неизменными – раздай что имеешь.
Недостаток духовности нельзя игнорировать, ибо миссия Иисуса свята. Не может быть никакого компромисса. Каждое эгоистичное потворство своим желаниям должно быть отвергнуто. Христос представил богатому юноше трехэтапный процесс: продай свое имение, раздай деньги бедным и следуй за Мной. Но он не был готов к такому решению. Однако Божьи условия были неизменными. Ни переговоры, ни обсуждение условий не могли снизить цену: земное величие в обмен на небесное сокровище ради Иисуса.
2. Мк.10:23; 1 Тим.6:9 – почему имеющему богатство трудно войти в Царство Божье?
«Сколь многие приходят ко Христу, готовые подчинить свои интересы Ему и, подобно богатому молодому правителю, искренне желая наследовать вечную жизнь! Но когда они узнают цену, когда им говорится о том, что они должны все оставить: дома и земли, жену, детей и не считать свою жизнь слишком дорогой, они уходят огорченными. Они желают небесных сокровищ и жизни, соизмеримой с жизнью Божией, но не хотят отказаться от своих земных сокровищ. Эти люди не желают отдать все, чтобы обрести венец жизни» (Э. Уайт. The Advent Review and Sabbath Herald, 19 апреля, 1898 год).
3. «Многие христиане воспринимают преуспевающий класс как безнадежный и мало что делают, чтобы открыть глаза тем, кто, будучи ослепленным и ошеломленным блеском земной славы, упустил из виду вечность. Тысячи богатых людей сошли в могилу, так и не получив предостережения. ... Богатство и земные почести не способны насытить душу» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 210).
Как мы можем помочь людям, считающим, что счастье заключается только в богатстве и материальных благах, осознать, что они на неверном пути?
Уроки, выводы
1. Каковы ваши любимые Библейские обетования, касающиеся финансового положения? Что лучше: сосредоточиться на том, чего у нас нет, или благодарить Бога за то, что у нас есть? Почему?
2. 1 Тим.6:17-19 - как Библия учит нас относиться к богатым и власть имеющим?
а) Как ко всем людям, нуждающимся в спасении. Не осуждать, не раболепствовать перед ними, проявлять дружелюбность и гостеприимство, неся истину в простоте. Наше отношение к окружающим основывается исключительно на факте, что они сотворены по образу Божию. Необходимо в каждом человеке видеть человека, за которого умер Христос.
б) Богатые новообращенные играли важную роль, оказывая финансовую поддержку зарождающемуся христианскому движению. Царство Божье состоит из чистосердечных и честных людей всех социальных классов. Христиане не должны бояться богатых людей или чрезмерно ими восхищаться. Они должны смело провозглашать им Божье откровение о том, что все люди могут быть спасены.
3. Что конкретно и реально может делать ваша община, чтобы достигать богатых?
4. Может ли Церковь или общины что-то сделать, чтобы снизить спад мировой экономики?
Жить и служить в Духе Святом. Пример Иосифа - Быт.41:15-40 – почему Дух Святой смог действовать через Иосифа?
5. Закончите урок молитвой; попросите Бога руководить всеми учениками, чтобы они были верными управителями, независимо от их материального состояния.
Вывод: На Иисуса не производили впечатления ни богатство, ни власть. Он просто стремился достичь богатых и видных людей по той же причине, что и всех остальных: Господь желал, чтобы у них было небесное богатство, которое не покупается за деньги. Следуя примеру Христа, мы можем достигать людей независимо от того, богатые они или бедные, знатные или простые.
====================================================================
На этой неделе мы изучаем тему - " Общение с богатыми и знаменитыми" УРОК №8
Для учителей
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Основной стих: 1 Тим. 6:10
Задачи учителя:
Помочь понять, что мирское богатство приносит с собой много искушений.
Помочь ощутить, что Бог относится к богатым и влиятельным людям так же, как и к менее привилегированным.
Побудить признать факт, что за внешней оболочкой любого человека, богатого или бедного, важного или незначительного, скрывается личность с идентичными потребностями.
ПЛАН УРОКА:
I. Богатство само по себе не является злом. Но «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть» (1 Тим. 6:9).
A. Почему демонстрация кем-либо земного богатства так легко нас увлекает? Что это говорит о нас как отдельных личностях? Как о христианах?
Б. Чем надежды и страхи богатых людей отличаются от наших? В чем они схожи?
II. Подобно тому как все внешнее и показное не оказывало никакого впечатления на Иисуса, мы также должны идентифицироваться с окружающими как с людьми, такими же, как мы.
A. Что видел Иисус в Никодиме, когда разговаривал с ним под покровом ночи?
Б. Какую весть Иисус высказал Закхею в его доме?
В. Как Иисус отнесся к богатому молодому человеку?
III. Наше отношение к окружающим основывается исключительно на факте, что они сотворены по образу Божию
A. Как можно научиться относиться к каждому человеку с одинаковым уважением и почтением?
Б. Поделитесь некоторыми примерами, когда вы почувствовали себя ценным благодаря хорошему отношению к вам.
Вывод: Следуя примеру Христа, мы можем достигать людей независимо от того, богатые они или бедные, знатные или простые.
УЧЕБНЫЙ ЦИКЛ
ШАГ 1 — Мотивируйте!
Отрывок из Писания: 1 Тим. 6:10
Основной принцип для духовного роста: Богатство — это инструмент. Подобно огню, богатство может быть использовано как конструктивно, так и деструктивно.
Для учителей: Богатство — понятие относительное. Согласно общепринятому мнению, люди, живущие в высокоразвитых странах, таких как Соединенные Штаты, Канада, Австралия, Бразилия, Саудовская Аравия, Япония, Франция и Германия, считаются богатыми. Но большинство из нас не считает себя богатыми. Тем не менее мы можем почерпнуть полезные поучения из этого урока о богатых.
Вступительная дискуссия: Узнайте, кто из ваших учеников путешествовал за границу. Пусть они назовут несколько «предметов роскоши», которые люди, живущие в развитых странах, считают обычным явлением. Поговорите о том, как это определяет наше понимание богатства.
Шаг 2 — Исследуйте!
Для учителей: Помните, что богатые люди могут иметь разные уровни дохода. Будьте чуткими и тактичными, постарайтесь не изобразить богатых людей тщеславными. Не все богатые люди эгоистичны или безнравственны. Подобно некоторым персонажам, о которых мы будем рассуждать в уроке, многие из них делают со своей стороны все возможное для продвижения Царства Божия.
БИБЛЕЙСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
I. Человек, пришедший ночью
(Прочитайте с классом Ин. 3:1–21).
Иисус привлекал людей всех возрастов, этнических групп, уровней образованности и материального состояния. Никодим был человеком, сердце которого откликнулось на вести Иисуса.
Но некоторые барьеры мешали Никодиму прийти к Иисусу открыто, при свете дня. Первый барьер — репутация: Никодим был фарисеем, членом синедриона. Подумайте обо всех привилегиях, которых могла бы лишиться его семья, если бы он покинул синедрион и заявил о своей преданности Христу. Он мог бы лишиться своего хорошего дома, и его семье, возможно, пришлось бы пережить финансовые трудности.
Кроме того, положение Никодима в синедрионе могло оказаться весьма полезным. Он имел доступ к людям, которые считались лидерами и которые иначе никогда не смогли бы понять суть служения Христа. Мы можем только представить, какие беседы Никодим вел со своими товарищами-фарисеями.
Обсудите: Иисус знает нас досконально. Его приглашение последовать за Ним учитывает наши дары и характер. Поэтому мы никогда не должны делать свой опыт образцом и ожидать, что окружающие будут ему соответствовать. У Иисуса есть дело для каждого из нас. Насколько бы поблекла наша община, если бы все были такими, как мы? Каких даров она была бы лишена? Церковь процветает в многообразии. Приветствуется ли в вашей общине многообразие даров?
II. Человек, желающий увидеть Иисуса
(Прочитайте с классом Лк. 19:1–10).
Немногих так презирали в иудейской культуре, как сборщиков налогов. Они ведь были агентами ненавистных римских угнетателей. И все прекрасно знали, что мытари удерживали для себя средства помимо тех, которые собирали для римлян. Поэтому, когда люди видели нарядные одежды и большие дома мытарей, они знали, что все это приобретено нечестным путем
Итак, вот он Закхей, сидящий на ветке дерева со всеми атрибутами безбедной жизни – туфли за $300, камвольный костюм от «Schaffner And Marx», галстук за $100 от «Perry Ellis» и, возможно, даже кожаный портфель, – все оплачено деньгами, которые он вымогал от своих собратьев-иудеев.
Если бы Иисус действовал по тому же сценарию, что и все иудеи, Он немедленно велел бы Закхею слезть и отчитал бы его на месте. Подумайте, как Иисус мог бы его унизить при всех. Ведь Закхей этого заслуживал, не так ли?
Но вместо этого Иисус просто сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (стих 5).
Какой безупречный подход! Он идет в дом к Закхею, и вскоре после этого Закхей делает заявление: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (стих 8).
Эта ситуация обернулась самым наилучшим образом, как и запланировал Иисус.
Обсудите: Понимая уникальность личности Закхея, Иисус подобрал к нему такой подход, который мог в точности привести к осуществлению Его воли. Иисус не стал просить Закхея раздать все, что у него было. Мы должны помнить об этом, взаимодействуя с людьми. Как на наши отношения с людьми влияют их возраст, образование и экономический уровень? С кем вам наиболее комфортно общаться: с похожим на вас или с непохожим? Почему?
III. Человек, который все соблюдал
(Прочитайте с классом Мф. 19:16–26).
Возможно, данная история — одна из наиболее необъяснимых в Писании. Тем не менее это не останавливает целые поколения проповедников от осуждения молодого человека за то, что он не принял предложение Иисуса продать все и раздать выручку бедным. Однако ирония заключается в том, что, невзирая на все прослушанные нами проповеди о богатом юноше, мы продолжаем владеть теми же материальными ресурсами, какие у нас были до проповеди.
Важно понять, что Иисусу не нужны наши деньги, Ему нужны мы. Мы можем все продать и ходить в одежде, сделанной из газет, но это само по себе не приблизит нас к Христу.
Когда Бог сказал в Ветхом Завете: «Принесите все десятины в дом хранилища» (Мал. 3:10), невысказанная весть подразумевала, что Он приглашает Свой народ быть Его партнером, используя оставшиеся 90% для того, чтобы жить в гармонии с Его небесными принципами.
Обсудите: В отличие от мнения некоторых людей, бедные ученики — не значит лучшие ученики. Мы все имеем какие-то материальные блага, поэтому можем жить и быть благословением для других. Есть богатые люди (так же, как и бедные), которые используют весь свой доход, чтобы служить собственным эгоистичным желаниям. Есть также богатые люди, такие как Билл и Мелинда Гейтс, которые отдали на благотворительность больше, чем большинство из нас когда-либо видели в своей жизни.
Вопросы для обсуждения:
Почему в церкви, как и в мире, существует некоторое напряжение во взаимоотношениях между богатыми и бедными? Может быть, мы должны чему-то научиться из такого неравенства? Какой совет дает Писание, чтобы снять это напряжение?
Испытывали ли вы когда-либо искушение относиться к богатым людям не так, как вы относитесь к бедным? Почему? В какой форме это выражалось? Что мы можем почерпнуть из учения Иисуса, дабы наше сознание и поведение претерпели изменения в этой сфере?
Шаг 3 — Применяйте!
Для учителей: Пословица гласит: «За деньги счастья не купишь». Но деньги —это реальность, которую мы не можем игнорировать. Для многих деньги не просто являются залогом успеха; это необходимое средство выживания.
Практическое задание: За последние несколько лет некоторые страны в мире оказались на грани финансового банкротства. Многие люди и семьи лишились финансовой стабильности.
Как Церковь должна способствовать поиску решения этой проблемы? Может ли вся Церковь или общины в отдельности что-то сделать, дабы снизить спад мировой экономики?
Если бы у вас была возможность чудесным образом изменить ситуацию, как бы вы поступили?
Шаг 4 — Творческое задание
Для учителей: Известно ли вам финансовое положение ваших учеников? Знаете ли вы, кто был сокращен, кто из-за отсутствия финансов вынужден жить с родителями, чьи дети учатся в адвентистских школах, кто имеет постоянный доход? Вы не просто преподаете урок о богатстве (или его отсутствии); вы излагаете урок о жизни.
Упражнение: Пригласите учеников поделиться их любимыми библейскими обетованиями, касающимися финансового положения. Спросите: «Что лучше: сосредоточиться на том, чего у нас нет, или благодарить Бога за то, что у нас есть? Почему?»
Закончите урок молитвой; попросите Бога руководить всеми учениками, чтобы они были верными управителями, независимо от их материального состояния.