КОММЕНТАРИИ
Урок субботней школы №13 "Распятый и воскресший" Автор: Александр Ващинин
Памятный стих: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лук.24:7).
• Почему Христос пришел в наш мир, в человеческой плоти?
«Своей жизнью и смертью Христос восстановил то, что было разрушено грехом. Больше того, сатана имел цель навечно разделить Бога и человека, но через Христа мы стали еще ближе к Богу, чем до своего падения. Приняв человеческую природу. Спаситель сочетался с человечеством вечными и неразрывными узами. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного" (Ин. 3:16). Бог отдал Его не только для того, чтобы Он взял на Себя наши грехи и принес Себя в жертву за нас. Он отдал Его падшему человечеству навсегда, чтобы уверить нас в Своем непреложном завете мира. Бог послал Сына Своего единородного стать одним из членов человеческой семьи, навсегда сохранить Свое человеческое естество. В этом залог того, что Бог исполнит Свое Слово. "Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его". Бог в лице Своего Сына принял человеческую природу и вознес ее на небеса. Именно Сын Человеческий разделяет с Отцом престол во Вселенной. Именно о Сыне Человеческом сказано: "Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности. Князь мира" (Ис. 9:6). Сущий является посредником между Богом и людьми. Он, "святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников", не стыдится называть нас братьями (Евр. 7:26; 2:11). Во Христе земная и небесная семьи породнились. Прославленный Богом, Христос является нашим Братом. Небо сокрыто в человечестве, а человечество, в свою очередь, заключено в недрах бесконечной Любви». (Христос - надежда мира гл.1)
• Насколько сильно Христос понимает слабости человека?
«Христос Сам испил до дна чашу человеческих горестей и искушений. Он понимает слабости и грехи людей; поэтому ради нас Он победоносно противостоит искушениям сатаны и заботливо, с любовью относится к душам, ради спасения которых пролилась Его кровь...» (Христос - надежда мира гл.21)
• Что делал Христос, когда Ему было тяжело в Гефсимансом саду?
«Пребывая в глубокой душевной скорби, Иисус просил учеников бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение. Он знал, что их вера подвергнется серьезному испытанию и что их постигнет разочарование. Поэтому им необходима была сила, которую они могут получить, постоянно бодрствуя и находясь в пламенной молитве. С душевным воплем и со слезами Иисус молился Своему Отцу, говоря: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем не как Я хочу, но как Ты». Сын Божий молился в глубокой душевной скорби. Крупные кровавые капли пота выступали на Его челе и падали на землю. Ангелы в небесной вышине были свидетелями этой ужасной сцены, но только один из них был послан сойти и подкрепить Сына Божьего в Его страданиях...» (Ранние произведения гл.5)
Воскресенье. Гефсимания: страшная борьба
• Что побудило Христа сказать ученикам: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение...» Лук.22:40.
«"Побудьте здесь, - сказал Он, - бодрствуйте со Мною". Он отошел от них на небольшое расстояние - так, чтобы они могли видеть и слышать Его, и, обессиленный, пал на землю. Он чувствовал, что грех разделял Его с Отцом... Когда Христос почувствовал, что Его единство с Отцом прервалось, Он начал опасаться, что Его человеческое естество не вынесет предстоящей борьбы с силами тьмы. В пустыне искушения решалась судьба человечества. Тогда Христос победил. Теперь искуситель пришел для последней ужасной битвы, к которой готовился в течение трех лет служения Христа. Для него этот момент означал все. Если он потерпит сейчас поражение, его надежда на господство рухнет. Все царства мира окончательно будут принадлежать Христу, а князь тьмы окажется низвержен и изгнан. Но если удастся Христа победить, земля станет царством сатаны, и человечество будет навсегда в его власти. Когда Христос размышлял о предстоящей битве. Его душа наполнялась страхом. Его пугала мысль о разделении с Богом. Сатана внушал Ему, что, если Он станет поручителем за грешный мир, это разделение будет вечным. Его причислят к царству сатаны, и никогда не осуществится Его единение с Богом». (Христос - надежда мира гл.74)
• В чем была наибольшая разница между событиями, произошедшими в Едемском саду и Гефсиманском саду? Быт.3:1–6; Лук.22:39–46.
- «Христос начал дело спасения именно на месте начала погибели. Именно там, где согрешил Адам, Он подвергся искушению...» (Христианское воздержание гл.2)
- «... С трепещущих и бледных уст Иисуса сорвались слова: "Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя". Трижды Он произнес эту молитву. Трижды Его человеческая природа содрогалась при мысли о последней жертве. И вот теперь перед Искупителем мира проходит вся история человеческого рода. Он видит, что нарушители закона, предоставленные самим себе, должны погибнуть. Он чувствует беспомощность человека и силу греха. Перед Его взором встают все беды и страдания обреченного мира. Он знает, какая участь грозит Ему, но исполняется решимости спасти человека, чего бы это ни стоило. Он согласен принять крещение кровью, чтобы миллионы погибающих наследовали жизнь вечную. Иисус покинул небесные обители, где царит чистота, счастье и слава ради спасения одной пропавшей овцы одного мира, который пал, нарушив закон. И Он не отступит от Своей цели. Он станет искупительной жертвой за этот род, который добровольно избрал грех. И теперь Его молитва дышит только покорностью: "Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя"». (Христос - надежда мира гл.74)
Понедельник. Иуда
• «Вошел же сатана в Иуду...» - Почему Иуда позволил сатане войти в него? Лук.22:3.
«Сатана играет в игру жизни с каждой душой. Он знает, что практическое сострадание — это проверка чистоты и бескорыстия, и будет предпринимать всевозможные усилия, чтобы закрыть наши сердца для нужд ближних и чтобы мы в конце концов оставались равнодушными при виде людских страданий. Он введет многое, чтобы воспрепятствовать проявлению любви и расположения. Именно так он погубил Иуду. Иуда постоянно строил планы личной выгоды. В этом смысле он изображает большую группу формальных христиан нынешнего времени...» (Свидетельства для церкви т.6)
• Что побуждало Иуду воровать деньги из сокровищницы?
«Зная о том, что он подвержен алчности, Христос предоставил ему возможность услышать немало прекрасных истин. Иуда узнал от Него о принципах, которые должны исповедовать все желающие войти в Его Царство. Иуде была дана прекрасная возможность принять Христа как своего личного Спасителя, но он отверг этот дар. Он не вверил себя, свой путь и волю Христу. Он не делал ничего, что шло бы вразрез с его собственными наклонностями, поэтому дух своекорыстия по-прежнему довлел над ним. Все еще оставаясь учеником и находясь в присутствии Христа, он уже присваивал деньги из Господней сокровищницы... Иуда мог бы извлечь пользу для себя из этих уроков, если бы хотел иметь чистое сердце; но стяжательство одержало над ним победу и руководящей силой стала страсть к деньгам. Стремясь удовлетворять свои желания, он позволил алчности расти и укорениться так глубоко, что это сорное растение заглушило доброе семя истины, которое заронил в его сердце Христос». (Советы по управлению ресурсами гл.9)
Вторник. С Ним или против Него
• Какие ошибки совершили члены синедриона, предавшие Христа на смерть? Лук.22:53.
«Синедрион приговорил Иисуса к смерти. Но по иудейскому закону узника нельзя было судить ночью. По закону осуждение могло состояться только днем и при полном составе совета. Пренебрегая этим, со Спасителем уже теперь обращались как с осужденным преступником, и Он был предан на поругание самым низким и гнусным людям. Дом первосвященника окружал открытый двор, где собрались воины и иерусалимская чернь. Иисуса провели через этот двор в комнату стражников, и со всех сторон на Него сыпались насмешки - ведь Он назвал Себя Сыном Божьим! Издеваясь, они снова повторяли Его слова: "сидящий одесную силы", "грядущий на облаках небесных". Находясь в комнате стражи в ожидании законного суда. Он был беззащитен. Темная толпа видела, с какой жестокостью обошлись с Ним в синедрионе, и, распоясавшись, оскорбляла Христа дьявольской грубостью и беспощадностью. Благородство и величественная осанка Христа приводили этих невежд в бешенство. Его кротость. Его невинность. Его благочестие и терпение будили в них сатанинскую ярость. Милосердие и справедливость были попраны. Ни с одним преступником не обращались столь бесчеловечно, как с Сыном Божьим...» (Христос - надежда мира гл.75)
• Что заставило Пилата приговорить Христа к распятию? Лук.23:4,24-25.
«Сатана и его ангелы искушали Пилата и старались привести его к погибели. Они внушали ему, что если он не примет участия в осуждении Иисуса, то все равно это сделают другие. Народ жаждал пролития Его крови. Если он не отдаст Его на распятие, то потеряет свою власть и мирские почести, и на него будут смотреть как на последователя обманщика. Боясь потерять свое положение и власть, Пилат согласился предать на смерть Иисуса. Несмотря на то, что вину за пролитие крови Иисуса он возложил на Его обвинителей, несмотря на то, что народ кричал: «Кровь Его на нас и на детях наших», — несмотря на все это, он не был чист, он был виновен в Его крови. Движимый эгоистическими побуждениями и, дорожа расположением великих мира сего, он предал смерти невинного человека...» (Ранние произведения гл.5)
• В чем заключалась большая ошибка Ирода, что он не оправдал Христа? Лук.23.6-12.
«"Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду". В этом издевательстве участвовали и римские солдаты. Все, на что были способны эти злобные и нечестивые воины, поощряемые Иродом и иудейскими сановниками, обрушилось на Спасителя. Но Его Божественное терпение не истощилось. Гонители Христа судили о Нем по себе: они представляли Его таким же порочным, какими были сами. Но за всем происходившим тогда, проступала и другая картина, которую они однажды увидят во всей ее славе. Иные трепетали в присутствии Христа. Когда грубая чернь насмешливо кланялась Ему, некоторые люди, собиравшиеся сделать то же самое, вдруг отступали, испуганные и примолкшие. Ирод сам подписал свой приговор. Последние лучи благодатного света падали на его отягощенное грехами сердце. Он чувствовал, что перед ним не обычный человек - Божественное пробивалось через Его человеческую природу. Именно в то время, когда Христа окружали насмешники, прелюбодеи и убийцы. Ироду казалось, что он видит Бога на престоле. Бессердечный правитель, он все же не осмелился вынести приговор Христу...» (Христос - надежда мира гл.77)
Среда. Он воскрес
• Как вы думаете, почему воскресение Иисуса было главной темой проповедей апостолов? Деян.1:22; 3:14-15.
«Пятидесятница принесла ученикам небесное озарение. Им открылись истины, которые они не понимали, когда были с Христом. С неведомой дотоле верой они приняли учения Священного Писания. Теперь они не сомневались в том, что Иисус — Сын Божий. Они знали, что Он, хотя и облеченный в человеческое естество, был истинным Мессией, и рассказывали миру обо всем, что с ними происходило, с той уверенностью, которая убеждала людей — с ними Бог. Они могли уверенно произносить имя Иисуса — ведь Он был их Другом и Старшим Братом! Близко общаясь с Христом, они пребывали с Ним в горних обителях. Как пламенно они свидетельствовали о Нем! Их сердца были переполнены совершенной и глубокой любовью к людям, которая побуждала их идти во все концы земли и свидетельствовать о силе Христа. Они страстно желали продолжать начатую Им работу...» (Деяния апостолов гл.4)
• Что приносит нам весть, что Христос воскрес?
«Иисус не оставит верующих в разочаровании при встрече с испытаниями и трудностями. Он все сказал вам по этому поводу и предостерегает вас, чтобы не падали духом и не отчаивались под давлением испытаний. Смотрите на Иисуса, нашего Искупителя. Будьте бодры и радуйтесь. Самые тяжелые испытания, это те, которые мы переносим со стороны наших братьев, наших близких друзей; но даже и такие испытания мы должны переносить с терпением. Иисус не лежит в новом гробу Иосифа. Он воскрес и вознесся на небо, чтобы там ходатайствовать за нас. Мы имеем Спасителя, Который так возлюбил нас, что умер за нас, чтобы мы через Него могли иметь надежду, силу, мужество и чтобы мы могли сесть вместе с Ним на престоле Его. Он может и хочет нам помочь когда бы мы ни обратились к Нему». (Свидетельства для церкви т.8)
Четверг. «Надлежит исполниться всему»
• Прочитайте Лук.24:13–49. Какова была цель Христа, когда Он явился двум ученикам?
«...Даже не прикоснувшись к пище, они, исполненные радости, тут же поспешно отправились в обратный путь, чтобы сообщить радостную весть ученикам в городе... Ночь темна, но им освещает путь Солнце Праведности. Их сердца радостно стучат. Им кажется, что они в каком-то новом мире. Христос, их Спаситель, жив! Не надо больше печалиться о Его гибели. Христос воскрес! Они снова и снова повторяют эти слова. Эту весть они несут скорбящим, им они должны рассказать о чудесном путешествии в Еммаус, рассказать о Том, Кто присоединился к ним. Они несут величайшую весть, когда-либо данную миру, благую весть, с которой связаны все надежды человеческой семьи - и сиюминутные, и вечные». (Христос - надежда мира гл.83)
• Почему ученики не верили, что Христос воскреснет? Какой урок мы можем извлечь из этого?
«Иисус несколько раз пытался открыть будущее Своим ученикам, но они не задумывались над тем, что Он сказал. Поэтому Его смерть крайне поразила их; и потом, вспоминая прошлое и видя результаты своего неверия, они сильно огорчались. Когда Христос был распят, они не верили, что Он воскреснет. Он ясно сказал им, что случится это на третий день, а они недоумевали. Подобное непонимание стало причиной того, что Его смерть повергла их в глубокую скорбь и разочарование. Их вера не проникала за завесу мрака, которым их окутал сатана. Все казалось им странным и загадочным. Если бы они поверили словам Спасителя, то избежали бы многих ненужных переживаний и не испытали скорби!» (Деяния апостолов гл.3)
Заключение
«Христос вознесся на небеса в человеческом образе. Ученики видели, как облако приняло Его. Тот Самый Иисус, Который ходил, говорил и молился вместе с ними. Который преломлял хлеб вместе с ними, плыл с ними в лодке по озеру и Который восходил с ними на гору Елеонскую, тот Самый Иисус ныне вознесся к престолу Отца. И ангелы заверили учеников: Тот, Кого они видели возносящимся на небо, вернется точно таким же образом. Он грядет "с облаками, и узрит Его всякое око". "Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде". "Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей" (Откр. 1:7; 1 Фес. 4:16; Мф. 25:31). Так исполнится то, что Сам Господь обещал Своим ученикам: "Когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ин. 14:3)» (Князь мира сего гл.21)
Обновлено для 25.06.2015 10:23
Библейские тексты для исследования
Быт. 3:1–6; Лк. 22:39–46; 2 Кор. 13:8; Лк. 22:53; Мф. 12:30; 1 Кор. 15:14.
Памятный текст «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:7).
С самого детства Иисус осознавал, что пришел на эту землю, чтобы исполнить волю Отца (Лк. 2:41–50). Он учил, исцелял и служил с непоколебимой решимостью повиноваться Отцу. Теперь, после Тайной вечери, пришло время остаться в одиночестве, чтобы исполнить волю Божью, быть преданным и отвергнутым, быть судимым и распятым и воскреснуть, победив смерть.
Всю Свою жизнь Иисус знал о неизбежности креста. Много раз в Евангелиях в отношении страданий и смерти Иисуса используется слово «должно» (Лк. 17:25; 22:37; 24:7; Мф. 16:21; Мк. 8:31; 9:12; Ин. 3:14). Ему должно идти в Иерусалим. Он должен пострадать. Он должен быть отвержен. Он должен быть вознесен. И так далее. Ничто не удержало бы Сына Божьего от того, чтобы идти на Голгофу. Он отвергал как исходящие от сатаны (Мф. 16:22, 23) любые предложения отказаться от креста. Он был убежден, что Ему «должно идти… пострадать… быть убиту, и… воскреснуть» (текст 21). Для Иисуса путь на крест не был одним из возможных решений, это «надлежало» сделать (Лк. 24:25, 26, 46), это было частью Божественной «тайны, сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его» (Кол. 1:26).
На заре истории Бог создал Адама и Еву и поселил их в прекрасном саду, благословив всем, что им было необходимо для жизни, исполненной радости. Вскоре произошло нечто необычное: появился сатана (Быт. 3). Он обольстил первых людей, а затем вверг молодую планету в великую борьбу между добром и злом, между Богом и сатаной.
Теперь, в определенное Богом время, другой сад (Лк. 22:39–46) стал могучим полем битвы, где разразился очередной виток войны между истиной и ложью, между праведностью и грехом, между Божьим планом спасения человечества и намерением сатаны уничтожить всех людей.
В Эдеме мир погрузился в катастрофу греха; в Гефсимании была одержана окончательная победа мира. Эдем стал свидетелем трагического триумфа эгоизма, отрезавшего человека от Бога; Гефсимания показала, как «я» подчиняет себя Богу, и явила победу над грехом.
Сравните то, что произошло в Эдеме (Быт. 3:1–6), с тем, что произошло в Гефсимании (Лк. 22:39–46). В чем была наибольшая разница между событиями, произошедшими в обоих садах?
В Гефсимании произошли две важные вещи: во-первых, сатана предпринял самую злобную попытку отвратить Иисуса от Божьей миссии и цели; во-вторых, здесь был явлен самый благородный пример доверия силе Божьей для того, чтобы выполнить Его волю и намерение. Гефсимания показывает, что, какой бы жестокой ни была битва и каким бы слабым ни было «я», победа гарантирована тем, кто на опыте познал силу молитвы. Как в известной молитве Иисуса: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
Все воинство сатаны было мобилизовано против Иисуса; ученики, которых Он так любил, оцепенели при виде Его страданий. Капли крови падали одна за другой; вот-вот приблизится предатель с поцелуем, а затем набросятся священники и храмовые стражники. Тем не менее Иисус показал нам, что молитва и подчинение Богу даст необходимые силы для души, чтобы можно было вынести любые жизненные тяготы.
В следующий раз, когда вас постигнет серьезное искушение, как вы можете победить его подобно Иисусу в Гефсиманском саду, не поддавшись ему, как Адам и Ева в Эдемском? Какой решающий фактор производит различие между этими двумя садами и двумя разными исходами встречи с искушением?
«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати» (Лк. 22:3). Конечно же, сатана изо всех сил старался заполучить всех учеников. Что такого было в Иуде, что позволило врагу добиться успеха в случае с ним, в отличие от других?
Лука рассказывает, как Иисус молился в одиночестве всю ночь в горах, прежде чем избрал Своих учеников (Лк. 6:12–16). Сам Иисус считал, что эти двенадцать учеников были Божьим даром Ему (Ин. 17:6–9). Был ли Иуда действительно ответом на молитву? Как понять, что здесь произошло, кроме того, что даже через предательство и отступничество Иуды должно было быть исполнено Божье намерение? (См. 2 Кор. 13:8).
Иуда, обладавший таким большим потенциалом, возможно, мог бы стать кем-то вроде апостола Павла, но вместо этого пошел совершенно в другом направлении. Он мог бы иметь свою Гефсиманию — одержать победу над своим «я» и грехом, но вместо этого он пережил опыт Эдема — опыт грехопадения.
«Он поощрял в себе злой дух жадности до тех пор, пока она не стала основным мотивом его жизни. Любовь к деньгам победила в нем любовь ко Христу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 716).
Когда Иисус накормил 5 000 человек пятью хлебами и двумя рыбами (Лк. 9:10–17), Иуда первым оценил политическую ценность этого чуда, и именно «он предложил силой принудить Христа занять царский престол» (там же, с. 718, 719). Но Иисус осудил эту попытку, и с этого началось разочарование Иуды: «Но лелеемые им надежды не сбылись, и он испытал горькое разочарование» (там же, с. 719). Очевидно, Иуда, как и другие, верил, что Иисус использует Свои чрезвычайные полномочия для установления Божьего Царства в этом мире, и Иуда явно хотел занять место в этом царстве. Как трагично: его желание получить место во временном царстве, которое так никогда и не наступило, заставило его потерять место в вечном Царстве, которое наступит наверняка.
В другой раз, когда преданная последовательница Иисуса решила помазать Его ноги дорогостоящими мастями, Иуда осудил ее поступок как ненужную трату денег (Ин. 12:1–8). Все, что мог видеть Иуда, — это деньги; любовь к деньгам затмила его любовь к Иисусу. Одержимость деньгами и властью привела к тому, что Иуда определил стоимость бесценного Дара небес (Мф. 26:15). С тех пор «вошел… сатана в Иуду» (Лк. 22:3), и Иуда пошел по пути погибели.
Нет ничего плохого в том, чтобы иметь положение в обществе, власть или деньги. Проблема возникает, когда эти вещи (или что-нибудь другое) затмевают нашу верность Богу. Почему всегда важно анализировать себя, чтобы не поддаться самообману, как случилось с Иудой?
Помимо всего прочего крест разделяет историю на две части: он разделяет веру и неверие, предательство и принятие, а также вечную жизнь и смерть. Не существует нейтральной позиции в отношении людей к кресту — мы либо на одной стороне, либо на другой.
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Это сильные слова, которые могут заставить нас ощутить дискомфорт, но это факт, с которым сталкиваются все, кто вовлечен в великую борьбу между Христом и сатаной. Мы — либо с Иисусом, либо — с сатаной.
Да, именно так резко.
Как следующие люди относились к Иисусу и какие уроки мы можем извлечь из их примеров, которые могут помочь нам в наших взаимоотношениях с Богом и в нашем отношении к кресту?
Синедрион (Лк. 22:53). Какие ошибки совершили эти люди, почему они их совершили и как мы можем защитить себя от подобных ошибок относительно того, каким они видели Иисуса?
Пилат (Лк. 23:1–7,13–25). Что заставило Пилата сказать: «Я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19:4) и в то же время приговорить Его к распятию? Чему мы можем научиться из его ошибки?
Ирод (Лк. 23:6–12). В чем заключалась его большая ошибка и чему мы можем научиться из нее?
Два разбойника (Лк. 23:39–43). Два грешника смотрели на один и тот же крест и реагировали на него по-разному. Как эта сцена иллюстрирует важную истину о спасении — мы в великой борьбе либо на одной стороне, либо на другой?
Ранним воскресным утром женщины пошли ко гробу с единственной целью — завершить ритуал погребения. Несмотря на время, которое они провели с Иисусом, они на самом деле не понимали, что должно было произойти. Они, конечно же, не ожидали увидеть пустую гробницу или небесных посланников, которые сказали им: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24:6).
В первых нескольких главах одной лишь книги «Деяния святых Апостолов» по крайней мере восемь раз упоминается воскресение Иисуса Христа. Деян. 1:22; 2:14–36; 3:14, 15; 4:1, 2, 10, 12, 33; 5:30–32. Почему воскресение Иисуса было главной темой чуть ли не каждой проповеди апостолов и сутью веры в ранней Церкви? Почему оно до сих пор так важно для нас, современных христиан?
Женщины были непосредственными очевидцами воскресения Иисуса. Они поспешили поделиться этим хорошим известием с другими, но им никто не верил (Лк. 24:11). Вместо этого апостолы отклонили величайший рассказ истории искупления как «пустые слова» измученных и скорбящих женщин (тексты 10, 11).
Как скоро им предстояло убедиться, насколько они ошибались!
Воскресение Христа является основополагающим актом для искупительной деятельности Бога и полноты христианской веры и жизни. Апостол Павел очень ясно говорит об этом: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Она тщетна, или пуста, потому что только в воскресении Христа мы можем найти принадлежащую нам надежду. Без этой надежды наша жизнь здесь заканчивается, и заканчивается навеки. Жизнь Христа не закончилась в могиле, и в этом величайшее обетование, что и наша жизнь не закончится здесь.
«Если Христос не воскрес из мертвых, долгий курс искупительных деяний Божьих для спасения Его народа заходит в тупик, в могилу. Если воскресение Христа не является реальностью, то у нас нет никакой уверенности в том, что Бог — это живой Бог, ибо последнее слово — за смертью. Вера бесполезна, так как объект этой веры не оправдал себя как Господин жизни. Христианская вера, в таком случае, заключена в гробницу вместе с окончательным и высшим самораскрытием Бога во Христе, если Христос действительно умер» (Джордж Элдон Лэдд. Богословие Нового Завета [George Eldon Ladd, A Theology of the New Testament], с. 318).
Прочитайте Лк. 24:13–49, где повествуется о событиях, происходящих сразу после воскресения Христа. На что указывает Иисус во время Своих встреч с разными людьми, чтобы помочь им понять, что произошло с Ним, и почему это так важно сегодня для нас и для нашего свидетельства миру?
Воскресение Иисуса должно было стать достаточным доказательством того, что Иисус — Мессия. Иисуса, пострадавшего от избиений и разного рода жестокостей, распяли, потом еще и пронзили, после чего завернули в пелены и положили в могилу. Даже если бы Он, как говорят некоторые, выжил после распятия и погребения, окровавленный, избитый и ослабленный Иисус, Который, шатаясь, вышел из гроба, никак не был бы похож на победоносного Мессию.
Однако вот Он — Иисус, живой и достаточно сильный, чтобы пройти по крайней мере несколько километров с двумя мужчинами по дороге в Эммаус. И даже тогда, прежде чем раскрывать, кто Он, Иисус направил их мысли на Писание, давая им твердое библейское основание для веры в Него.
Потом, явившись ученикам, Иисус показал им Себя и ел с ними. Но Иисус сделал и нечто большее: Он указал им на Слово Божье: «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24:46–48).
Здесь также Иисус не только указал на Священное Писание (помимо того доказательства, что Он на самом деле жив и находится среди них), но использовал Писание, чтобы помочь им понять, что именно с Ним произошло. Кроме того, Он напрямую связал Свое воскресение с миссией проповеди Евангелия всем народам.
Таким образом, даже имея столь убедительные доказательства, подтверждающие, Кем был Иисус, Он всегда направлял Своих последователей к Слову Божьему. Ведь если бы у нас сегодня не было Слова Божьего, как бы мы узнали о своем призвании и миссии проповедовать Евангелие миру? Как бы мы вообще узнали о Благой вести? Библия так же важна для нас сегодня, как была важна для Иисуса и Его учеников.
Сколько времени вы проводите в исследовании Библии? Как она влияет на ваш образ жизни, решения и отношение к другим людям?
«Святые и ангелы будут познавать значение и смысл смерти Христа. Грешный человек не мог бы жить в Божьем раю, если бы не Агнец, закланный от создания мира. Разве не должны мы возвеличивать крест Христов? Ангелы приписывают честь и славу Христу, потому что даже они не находятся в безопасности, если не взирают на страдания Сына Божьего. Только благодаря эффективности креста ангелы небесные охраняемы от отступничества. Без креста они будут защищены от зла не более чем ангелы до падения сатаны. Совершенство ангелов нарушилось на небесах. Совершенство людей разрушилось в Едеме, блаженном рае. Все, кто желает жить в безопасности на земле или на небесах, должны взирать на Агнца Божьего» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1132).
Вопросы для обсуждения:
Как христиане мы должны жить по вере; то есть мы должны верить в то, чего не можем полностью доказать и чему не имеем свидетельств непосредственных очевидцев. Конечно же, подобное встречается в разных сферах жизни, к примеру, в науке. Один автор пишет: «Фактически у нас есть прямые доказательства только удивительно небольшого количества убеждений, которые мы имеем» (Ричард де Уитт [Richard DeWitt, Worldviews: An Introduction to the History and Philosophy of Science,second edition, Chichester, West Sussex, U.K.: John Wiley and Sons, Ltd., 2010], с. 15). Тем не менее у нас есть много очень веских оснований для нашей веры, для тех убеждений, которые мы имеем. Например, посмотрите, что сказал Иисус, давая Своим ученикам великое поручение: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Подумайте о том времени, когда Иисус говорил эти слова. Насколько многочисленными были Его последователи в то время? Сколько людей поверили в Него или понимали, Кто Он и что собирается совершить? Подумайте также обо всем противостоянии, с которым предстояло столкнуться ранней Церкви на протяжении веков в Римской империи. Учитывая все эти факты, обсудите, насколько поразительным предсказанием были эти слова Иисуса и как это должно помочь нам доверять Слову Божьему.
Поразмышляйте о приведенной выше выдержке Э. Уайт. Как это помогает нам понять, насколько универсальной является проблема греха? Даже ангелы не находятся в безопасности, если не взирают на Иисуса. Что это значит?