Урок субботней школы №9 "Иисус, величайший Учитель" Автор: Александр Ващинин
Памятный стих: «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Лук.4:32).
• «И дивились учению Его...» - Что побуждало людей восхищаться учением Иисуса?
«Иисус обращался к людям на доступном им языке. Истина в Его устах была прекрасной, потому что Он излагал ее прямо и просто. Его речь - безупречная и ясная - напоминала бегущий ручей. Тем, кто привык к монотонным голосам раввинов, Его голос казался музыкой. Он говорил очень простые вещи, но говорил как власть имеющий. И это отличало Его учение от всякого другого. Раввины рассуждали, сомневаясь и колеблясь, как будто Писание можно было истолковать один раз так, а другой - совсем иначе. Слушатели изо дня в день все более и более запутывались. Иисус же, принимая Писание как непреложный закон, говорило такой непоколебимой убежденностью, что Ему нельзя было не верить...» (Христос - надежда мира гл.26)
• Почему людей не привлекало учение книжников и фарисеев?
«Учение книжников и старейшин, холодное и формальное, напоминало затверженный урок. Для них Слово Божье не было источником живой силы, они подменяли его собственными доктринами и преданиями. По установленному порядку они привычно объясняли закон во время богослужения. Божественная энергия не проникала ни в их сердца, ни в сердца слушателей...» (Христос - надежда мира гл.26)
Воскресенье. Власть Иисуса
• Прочитайте Лук.8:22–25. Что побудило Христа спросить: «Где вера ваша»?
«Солнце уже село, и ночной мрак опустился над бушующими водами. Вздымаемые ветром волны с силой ударяли в лодку учеников, угрожая потопить ее. Бывалые рыбаки, проведшие всю свою жизнь на озере, пережили много бурь. Но теперь их сила и опыт не помогали. Беспомощные, оказавшись во власти стихии, они потеряли всякую надежду, когда увидели, что лодка дала течь. Поглощенные мыслями о спасении, они забыли о том, что в лодке находился Иисус. Теперь же, увидев, что все усилия напрасны и смерть неминуема, они вспомнили о Том, Кто повелел им переплыть море. Иисус был их единственной надеждой. В беспомощности и отчаянии они воскликнули: "Учитель, учитель!" Но густая тьма скрывала Его от их глаз. Голоса тонули в реве ветра, и не слышалось никакого ответа. Страх и сомнение охватили их...» (Христос - надежда мира гл.35)
• Почему ученики в изумлении спрашивали: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде...»?
«Буря стихает. Волны улеглись, тучи рассеялись, и засияли звезды. Лодка покоится на тихом море. Иисус печально обращается к Своим ученикам: "Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?" (Марк. 4:40). Ученики онемели от удивления. Даже Петр был не в состоянии выразить благоговение, переполнявшее его сердце. Лодки, сопровождавшие Иисуса, подвергались такой же опасности. Страх и отчаяние охватили людей. Но Иисус Своим словом усмирил бурю. Страшный шквал согнал лодки в одно место, и все оказались свидетелями свершившегося чуда. Когда стало тихо, люди забыли о страхе. Они шептались между собой: "Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?"» (Христос - надежда мира гл.35)
Понедельник. Величайшая проповедь Христа
• Прочитайте Лук.6:39. Какой человек духовно «Слепой»?
«Некоторые из слушателей Христа, чувствуя, что Его слова обращены также и к ним, спросили: "Неужели и мы слепы?" Иисус ответил: "Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха". Если бы Бог не дал вам возможности видеть истину, ваше невежество не было бы грехом. "Но как вы говорите, что видите..." Вы считаете себя зрячими и, таким образом, отвергаете единственный шанс обрести зрение. Христос пришел помочь всем, кто испытывает духовную жажду. Но фарисеи не ощущали такой потребности. Они отказались прийти ко Христу, поэтому остались слепыми. И в этом они были виноваты сами. Иисус сказал: "Грех остается на вас"». (Христос - надежда мира гл.51)
• Что это за человек, который смотрит на «...сучок в глазе брата...»? Лук.6:41.
«Критикующие и осуждающие других обвиняют самих себя. Осуждая других, они сами себе выносят приговор, и Господь признает этот приговор справедливым. Само выражение: «судя другого, делаешь то же» указывает на тяжесть греха того, кто осуждает и критикует других. Иисус говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Его слова рисуют нам человека, который быстро находит ошибки у других. Когда он думает, что нашел пятно в жизни или характере своего ближнего, он торопится оповестить об этом всех. Иисус говорит, что если сравнить эту черту характера, которая обнаруживается в поступках, недостойных Христа, то она выглядит подобно бревну в сравнении с сучком. Недостаток любви и кротости является причиной того, что люди часто делают из мухи слона». (Правила счастливой жизни гл.7)
• Что движет человеком, который любит осуждать другого?
«Тот, кто, служа Христу, никогда не испытал чувства полного раскаяния, не может проявить в своей жизни милосердия и всепрощающей любви Спасителя. Он в ложном свете представляет кроткий и любвеобильный дух Евангелия Христова и оскорбляет дорогие души, за которые умер Христос. Из приведенного Иисусом примера ясно, что любящий осуждать виновен в большем грехе, чем тот, которого он осуждает; он не только совершает равный грех, но прибавляет к нему еще высокомерие и порицание». (Правила счастливой жизни гл.7)
Вторник. Новая семья
• Как вы думаете, почему мытарь Левий последовал за Христом? Лук.5:27–32.
«Когда Христос призвал Своих апостолов следовать за Ним, Он не предлагал им лестные перспективы в этой жизни. Он не обещал им богатство или мирской почет, да и они не ставили никаких условий относительно своего вознаграждения. Матфею, когда тот сидел у сбора пошлин. Спаситель сказал: «Следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним» (Лук. 5:27, 28). Матфей, прежде чем дать согласие, не ожидал и не требовал определенного вознаграждения, равного тому, что он получал на своей прежней должности. Ничего не спрашивая, без колебаний он последовал за Иисусом. Для него было довольно того, что он будет рядом со Спасителем, что сможет слушать Его и помогать Ему в Его деле...» (Служение исцеления гл.7)
• Задавал ли Левий вопрос: Как я буду жить дальше? Объясните ответ.
«Когда Иисус повелел Петру и его товарищам следовать за Ним, они тотчас оставили свои лодки и сети. Некоторые из учеников имели близких, зависевших от них материально, но когда они услышали приглашение Спасителя, то не колебались и не спрашивали: «Как я буду жить и содержать свою семью?» Они повиновались призыву, и когда впоследствии Иисус спросил их: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем» (Лук. 22:35). Сегодня Спаситель призывает нас так же, как призывал Матфея, Иоанна или Петра к Своей работе. Если наши сердца тронуты Его любовью, вопрос о компенсации не будет самым важным для нас. Мы с радостью будем сотрудничать со Христом и не побоимся довериться Его заботе. Если мы делаем Бога нашей силой, мы будем иметь ясное представление о своих обязанностях и бескорыстные устремления; нас будет вдохновлять благородная цель, которая поднимет нас над корыстными мотивами...» (Служение исцеления гл.7)
Среда. Определение любви: притча о милосердном самарянине. Часть 1
• Что необходимо делать, что бы наследовать жизнь вечную? Лук.10:25-37.
«Когда Христос учил народ, один законник встал и, искушая Его, сказал: "Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Затаив дыхание, огромное собрание ожидало ответа. Священники и раввины, надеясь уловить Христа, поручили законнику задать этот вопрос. Но Спаситель не стал вступать в спор. Он потребовал ответа от самого вопрошающего: "В законе что написано? - сказал Он, - как читаешь?" Иудеи все еще обвиняли Иисуса в том, что Он легкомысленно относится к закону, данному на Синае. Но Иисус поставил вопрос о спасении в прямую зависимость от соблюдения заповедей. Законник ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Иисус сказал: "Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить"». (Христос - надежда мира гл.54)
• Что открывает нам притча о милосердном самарянине?
«На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте». (Христос - надежда мира гл.54)
• Как понимать слова: «Возлюби ближнего, как самого себя»?
«Вторая заповедь, так же как и первая, гласит: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39). Закон любви призывает нас посвятить себя служению Богу и ближним. Это служение, являясь благословением для окружающих, приносит величайшее благословение нам самим. В основе правильного развития человека лежит бескорыстие. Бескорыстие - залог высочайшей культуры развития всех наших способностей. Только так мы приближаемся к Божественной природе, готовимся к небесному жительству, потому что наши сердца приобретают отпечаток вечности». (Воспитание гл.2)
Четверг. Определение любви: притча о милосердном самарянине. Часть 2
• Почему священник и левит прошли мимо несчастного страдальца? Лук.10:25-37.
«...Когда он лежал таким образом, священник прошел тою дорогою; он увидел лежащего раненого и избитого человека, утопающего в своей собственной крови, но оставил его, не оказав ему никакой помощи. Он «прошел мимо». Потом показался левит. Любопытствуя узнать, что случилось, он остановился и посмотрел на страдальца. Он сознавал, что он должен был бы сделать, но это была неприятная обязанность. Он желал бы не идти по этому пути, чтобы не видеть раненого человека. Он убедил самого себя, что дело не касалось его, и он также «прошел мимо». Священник и левит были назначены для богослужения в храме, которое и было установлено Самим Богом. Участие в этом служении было великим и высоким преимуществом, и священники и левиты чувствовали, что для них, обладающих этой честью, было унизительным служить неизвестному страдальцу у дороги. Так пренебрегли они особою возможностью, которую Бог предложил им, как Своим агентам, для благословения ближнего». (Наглядные уроки Христа гл.7)
• Почему самарянин оказал помощь страдальцу?
«Но самарянин, едучи тою же дорогою, увидел страдальца и сделал то дело, которое отказались сделать другие. С добротой и нежностью он послужил раненому человеку. «Увидев его, сжалился, и подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Священник и левит оба открыто заявляли о благочестии, но самарянин показал, что он был истинно обращенным человеком. Сделать это дело было не более приятным для него, чем для священника и левита, но в духе и в делах он показал, что находился в послушании у Бога». (Наглядные уроки Христа гл.7)
• Какой вывод мы можем извлечь из этой истории?
«В повествовании о милосердном самарянине Иисус изобразил Самого Себя и Свою миссию. Сатана обманул, изувечил, ограбил, сокрушил человека и бросил его погибать. Но Спаситель был тронут нашими страданиями. Он оставил Свою славу и пришел к нам на помощь. Мы были при смерти, но Он взялся спасать нас. Он исцелил наши раны. Он одел нас в одежду Своей праведности. Он предоставил нам безопасное убежище и Сам полностью обеспечил нас всем необходимым. Он умер для того, чтобы искупить нас, и, приводя Себя в пример. Он говорит Своим последователям: "Сие заповедую вам, да любите друг друга", "как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 15:17, 13:34)». (Христос - надежда мира гл.54)
Заключение
«Любовь есть основа благочестия. Несмотря ни на какое исповедание человек не имеет чистой любви к Богу, если у него нет бескорыстной любви к своему брату. Но мы никогда не сможем получить этого духа посредством СТАРАНИЯ любить других. Все, что нужно, это любовь Христова в сердце. Когда наше «я» исчезает во Христе, любовь возникает самопроизвольно. Совершенство христианского характера достигается тогда, когда побуждение помогать и благословлять других является вдруг извне, когда сияние небес наполняет сердце и отражается на лице. Невозможно для сердца, в котором пребывает Христос, быть лишенным любви. Если мы любим Бога, потому что Он первый возлюбил нас, мы будем любить всех, за кого умер Христос...» (Наглядные уроки Христа гл.7)
Обновлено для 26.05.2015 17:00