КОММЕНТАРИИ
Урок 2. От ушей до стоп. Автор: Павел Луговой
Памятный текст: «И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, - и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:» (Притч.5.11-13.).
Вступление. Сетование, о котором идет речь в Притч.5.11-13, является предупреждением для всех, кто находится на пути глупости. Эти тексты находятся в центре отрывка Притч. 4-6 и призывают читателя прислушаться к голосу совести, пока не стало слишком поздно. Необычность Притч.5.11-13 том, что здесь показана причина, по которой целые народы и отдельные люди пали, несмотря на наличие большой мудрости. Они пали, потому что имели гордое ухо, не способное услышать обличение. Основная идея отрывка Притч.5.11-13 в том, что чем раньше вы признаете: «зачем я ненавидел наставление», тем самым признавая свой недостаток в этой области, тем быстрее вы сможете стать мудрым и избежать поджидающей вас катастрофы.
I. Мы склонны к глупости.
Александр Дюма-сын однажды сказал: «Ум человеческий имеет пределы, глупость человеческая беспредельна». И еще одна цитата по нашей теме сегодня: «Мудрость существует в единственном числе и имеет точные границы, а глупостей тысячи и все они безграничны». Генрих Гейне.
1. Почему такой абсурд?
- Как вы думаете, почему человек, зная что это чревато последствиями, все-таки это совершает какой-то поступок? (обсудить в классе СШ)
- Что является причиной такого поведения? (выслушать варианты) (привык, не думает, влияние обстоятельств, друзья и их мнение, ситуация...)
- А если у человека есть и время подумать, никто не принуждает, а он все равно что-то абсурдное делает, почему? (обговорить идеи в классе СШ)
- Не похожи ли мы иногда в своих поступках на то, что мы обговорили выше?
- А почему мы понимая все это - так иногда поступаем, даже будучи верующими? (обсудить в классе СШ)
- Как это описал хорошо Соломон Давидович? (дать время найти это описание или высказать своими словами)
Подсказка: эту идею он продублировал слово в слово в двух главах книги Притчей.
(Прит.14.12. и 16.25.)
• То что КАЖЕТСЯ принимаем за абсолют истины.
2. Библейские примеры.
- Можете привести Библейские примеры того, как человек, понимая, как поступать правильно - так не делал? (дать высказаться каждому в классе СШ)
(Ева в раю. Лот, выбирая место жительства. Валаам, зная волю Бога стремился обогатиться. Ахан, когда брал заклятое. Первосвященник Илий в вопросе воспитания детей. Саул, нарушая прямое повеление Самуила (см. 1Цар.13.)
- А почему все это происходило? (обсудить в классе СШ)
- Как это объясняет нам памятный стих?
Притч.5.11-13.
• Человек иногда умнеет после того, как сделает глупость.
- А как назвать поступок человека, который так и не учится даже на своих ошибках?
- Почему так происходит даже в нашей жизни? (обсудить в классе СШ)
3. Результат этого выбора.
- Какой в основном результат того, что человек, зная о том, как нужно поступать, так и не делает?
Притч.5.11-13.
• Физически и духовно страдать.
• Стенать.
• Укорять себя.
• Понимать причину всего этого.
- Как вы думаете, после того, как человек все это поймет, оценит - сделает ли он выводы на будущее? (обсудить в классе СШ)
Прит.26.11.
Оказывается для многих в этом мире (да и в церкви) эти опыты ничего не дают.
- Почему? (обсудить в классе СШ)
• Не потому, что - глупый (это уйти от ответственности и оправдаться).
• Нежелание что-то менять в своей жизни.
• Разрешать ситуации, обстоятельствам управлять вами.
II. Какой выход?
1. Слушать наставления.
- Что об этом говорит нам памятный стих?
- Какие идеи предлагает нам мудрый Соломон?
Притч.5.11-13.
• Найти время учиться.
• Слушать учителей.
• Любить процесс обучения.
• Прислушиваться и меняться после обличения.
Оказывается это не просто желание что-то поменять в своей жизни, это принятие решение так поступать и выполнять это решение постоянно в своей жизни.
2. Воплощать их в жизни.
- Что самое сложное для человека, который ежедневно делает выбор: как поступить (причем зная правильный ответ)?
• Именно так поступить, и не только сейчас, в этой ситуации.
- А почему это так сложно?
- Ведь последствия настолько привлекательны и столько сулят благ? (обсудить в классе СШ)
• Не желание что-то менять в своих привычках.
• Мнение других людей.
• Нет время для принятия правильного решения.
- Это причины или это отговорки? (обсудить в классе СШ)
- А в чем же тогда причина? (обсудить в классе СШ)
3. Защищать позиции.
Вот теперь мы, наконец, подошли к самому главному в этом вопросе.
Оказывается, для того чтобы что-то изменить в этом вопросе, необходимо не только принять решение правильно поступать, но и отстаивать эту позицию.
- Что в этом нам может помочь? (обсудить в классе СШ)
• Записать свое решение пред Богом.
• Озвучить его перед своим другом и попросить о поддержке в этом вопросе.
• Отстаивать свое решение в любой ситуации не взирая на последствия. (можно вспомнить о Данииле и его товарищах)
- Какие позиции необходимо отстаивать, что говорилось в нашем уроке?
• Это наша семья. Урок за понедельник. Притчи 5 глава. (вопрос нашего языка и чужой супруг)
• Наши друзья. Урок за вторник. Притч.6.1-3. (вопрос обдуманных обещаний и благотворительность с рассудительностью)
• Наша работа. Урок за среду. Притч.6.6-11. (отношение к труду и забота о будущем)
• Мы сами, как личность. Урок за четверг. Притч.6.12-15 и 16-19. (смотря на нечестивого учиться так не делать)
III. Равняйсь!
1. Христос - Образец премудрости.
Притч.4-6 указывают на нашу отчаянную потребность в Христе, Премудрости Божьей. Иисус говорит церкви: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15.5).
- Действительно ли без Христа мы не можем делать ничего? (обсудить в классе СШ)
Тит.3.3.
Оказывается без Христа мы многое можем делать!
- Но что без Христа никак не сможем делать? (обсудить в классе СШ)
(имеется ввиду доброе, приносящего пользу нам и окружающим нас)
- Когда мы сможем смотря на Христа учиться у Него? (обсудить в классе СШ)
Притч.5.11-13.
• Когда поймем свою проблему и нужду в этом.
2. Искать мудрости у Него.
- Если мы поняли свою нужду и проблему, как мы можем искать мудрости у Христа?
- Где и как это может происходить? (обсудить в классе СШ)
«Бог говорит с нами через действия Своего провидения и через влияние Своего Духа на наши сердца. В нашем окружении и в обстоятельствах нашей жизни, в переменах, которые ежедневно происходят вокруг нас, мы можем найти ценные уроки, если только наши сердца достаточно открыты для того, чтобы их разглядеть и понять. Автор псалмов, перечисляя дела Божьего провидения, говорит: "Милости Господней полна земля". "Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа" (Пс.32.5; 106.43). Бог говорит с нами в Своем слове». (Э.Уайт. Путь ко Христу.88)
3. Результат такого выбора.
Давайте наш памятный стих разберем только с позитивной позиции.
Притч.5.11-13.
• И ты будешь стонать (петь от радости) после. Пс.9.2-3. (даже после похорон 1 ст.)
• Когда плоть твоя и тело твое будут истощены (обновлены). Пс.50.10. (радуются кости)
• И скажешь: "зачем я ненавидел (как люблю) наставление, и сердце мое пренебрегало (искало) обличение. Пс.118.127.
• И я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим. Втор.12.28.
- Какой же все-таки результат того, что мы будем вести себя прямо противоположно опыту памятного стиха?
Прит.23.15-19.
• Радуются родители, Бог (15 ст.).
• Наше тело и дух будет здоровее (16 ст.).
• Мы уважительно будем относиться к любой истине от Бога и Его воли (17 ст.).
• Для нас открывается широкая перспектива здесь, которая продолжится в вечности (18 ст.).
• Мы будем иметь определенную мудрость в том как поступать сейчас и будем идти прямым путем (19 ст.).
Заключение. «Изучающего Библию нужно научить подходить к ней в духе ученичества. Мы должны исследовать ее страницы не для доказательства, чтобы подтвердить свое мнение, но для того, чтобы знать, что говорит Бог... Одной из главных причин умственной неэффективности и моральной слабости является неумение сосредоточиться... Огромный поток постоянно издаваемого печатного материала способствует тому, что и пожилые, и молодые формируют привычку читать поспешно и поверхностно, - и ум теряет свою способность связно и здраво мыслить» (Э. Уайт. Воспитание, с. 189).
Научные исследования показывают, что способность слышать влияет на походку и что даже наше равновесие зависит от того, насколько хорошо мы слышим. Поэтому воспитание или наставление - то есть то, что мы слышим - имеет решающее значение для того, как мы живем. «Главное - мудрость» - утверждает Притч.4.7.
Все же какими бы хорошими ни были наставления, учащийся должен быть внимательным. Недостаточно просто знать о том, что хорошо, а что плохо; нам необходимо научиться выбирать то, что правильно, и не ошибаться. Обучение мудрости состоит из слушания надлежащих указаний и повиновения тому, что мы узнали, чтобы не оказаться на ошибочном пути.
2 урок «От ушей до ног» автор: Евгений Герасимов.
Второй урок по книге Притчей Соломона касается 4, 5 и половины 6 глав. В нем мы посмотрим на вещи, которые сталкивают человека с «мудрого» образа жизни к мирскому выживанию любыми способами.
Методика проведения:
Для того, чтобы урок по книге Притчей прошел с успехом, необходимо очень хорошо поработать над главным – его структурой. Из большого текстового материала 2,5 глав нам нужно избрать только то, что будет связано друг с другом по смыслу.
Дело в том, что в этих уроках можно говорить о чем угодно – об ушах и ногах, о семье и воспитании детей, о преимуществах ЗОЖ и лени. Тут если не сотни, то точно десятки тем, и самое худшее, что может придумать преподаватель СШ – это хвататься за несколько тем, скакать с одной на другую и оставить в разуме слушателей сумбур. Это неправильно, слушателям нужно представить лишь одну тему за раз. Главным инструментом в руках преподающего урок должен стать скальпель, который безжалостно отрежет все лишнее. Ноги, руки и пальцы –красивые части тела, но когда рук не две, а пять, и пальцев не 10, а все 60 – это уже не человек, а чудовище.
Учитель должен приучиться без сожаления расставаться с текстами, которые не входят в тему, которую он запланировал преподавать. Даже если там просто жемчужины адвентистских текстов, Ин 3:16 или Дан 8:14. За время нашей совместной работы многие из нас научились не брать лишние отрывки из книг, которые мы не изучаем (Иезекииля и Луку когда мы изучаем Иакова, или Матфея и Иеремию в книге Притчей – как это продолжает делать автор). Это большая победа в нашем изучении самой Библии, а не своих любимых мыслей о Библии. На протяжении этого пособия нам предстоит научиться выбирать из десятков мыслей одной главы только то, что нужно слушателям, и придерживаться одной темы, безжалостно оставляя в стороне лишнее.
План урока:
Главный вопрос: Что мешает человеку жить по христианским принципам? На какие сферы нашей жизни стоило бы обратить внимание, чтобы стать «мудрыми»?
Ломка льда: Можно поинтересоваться настроением слушателей, и тем, влияет ли их настроение на то, что с ними происходит, на их успехи и неудачи за день. Дело в том, что 2/3 урока говорит именно о настрое, и этот вопрос введет слушателей в тему.
1. Отсутствие внутреннего настроя. Текст Притчей 4:20-27 (с. 643 ВЗ)
На прошлом уроке мы говорили, что большинство людей, в том числе и верующих, выбирают далеко не Библейские принципы в своей повседневной жизни. В этот раз мы посмотрим на три фактора, «сбивающих нас с пути».
Первое, что подчеркивает автор книги в 4й главе своей книги – что нужен настрой, желание человека жить правильно, а не как все вкруг. Эта мысль рассредоточена во всей главе, мы же берем самый сконцентрированный отрывок. Здесь автор предлагает не жить, как получится, а быть сосредоточенным на главном. Иными словами, когда ты живешь без цели, не напоминая себе, что для тебя на самом деле важно, ты скатываешься на то, что Писание называет «широким путем», то есть, к секулярным, мирским принципам. Человек должен напоминать себе о том, во что он верит, что ему нужно, иначе внешние обстоятельства (которые мы больше обсуждали в прошлом уроке) возьмут верх и управлять им будет суета.
Что касается практики, Соломон предлагает нам целый спектр инструментов для правильного настроя. Он предлагает слушать о мудрости т.20 (возможно, сегодня это доступно в проповеди и аудиокнигах?), читать о том, что тебе важно т.21-а, и думать об этом т.21-б. Это способ погружения своих мыслей в то, что нравится Богу, и это вещь невыносимо скучная для человека, который любит совершенно другое. На такое способны лишь любящие Бога люди, те, кто пережил или переживает возрождение. То есть люди, получившие начальный импульс стремления к жизни по Божьим правилам. Для них последующее погружение разума будет «хранением сердца» из т. 23. Ну и кроме вышеперечисленного, автор советует в конце отрывка волевое решение жить по-Божьему и планирование своего образа жизни.
Самая большая трудность в этом для современного человека – отсутствие стимула, ради которого я буду что-то менять. То есть, отсутствие возрождения, импульса, который приносит сожаление о том, что я делаю сейчас, и желания перемен.
Практика: Хочу ли я каждый день жить по Божьим принципам? Нужно ли мне привить это желание? Что для этого нужно сделать? Могу ли я сегодня попросить Бога о том, чтобы святая жизнь стала мне интересной? Есть ли разница в том, когда я настроен быть верным Богу и когда не настроен? Что бы мне было полезно послушать/посмотреть/почитать об этом на этой неделе?
2. Сравнивание. Текст Притчей 5:15-18 (с. 643 ВЗ)
Вторым фактором, сбивающим нас с пути, является привычка сравнивать. Пятая глава Притчей рассказывает о чужой и своей жене, и нам не нужно сильно сосредотачиваться на проклятиях изменяющим, или описаниях частей тел хороших или плохих жен из этого большого отрывка. И по этическим соображениям, ведь не все, что написано для личного чтения нужно зачитывать вслух даже из Библии. И в силу того, что практикующих интимные отношения, и живущих семейной жизнью в вашей аудитории может оказаться гораздо меньше, чем пожилых, слишком молодых и одиноких слушателей. В обычной церкви бывшего СССР семейные люди составляют меньшинство. Поэтому лучше взять из главы принцип. И он заключается в том, что человек вместо своей «любезной лани», то есть, вместо того, чем он уже обладает, ищет счастья на стороне. Просто, когда он присмотрелся к чужой жене, то увидел, что она любезнее, добрее, красивее и приятнее т.3. Тут все и началось.
Принцип сравнения, ведущего к падению, касается чего угодно. И той же семьи, когда жена замечает, что мужья других уже выбили ковры на снегу и вынесли елку, а муж видит, что других жены не пилят, не оскорбляют и не называют тряпкой. Мы сравниваем оценки своих и чужих детей, адкватность родителей, мы сравниваем, куда ездят на отдых наши сослуживцы, зарплату у нас и в Европе, свою церковь с показанной по ТВ. Мы сравниваем ужасное настоящее с прекрасным прошлым. И в результате этого сравнения испорченный грехом ум обманывает нас, приукрашивая чужое и принижая наше. Поэтому все, чего у нас еще нет, кажется настолько замечательным и недостающим мне, что я отбрасываю в стороны свои принципы и стремлюсь к обладанию недостающим. Из-за хороших (как-бы) мотивов, в измене я ищу недостающей мне любви, в ежедневном уничтожении мужа я ищу ответственного человека, который бы заботился о семье, ропотом я думаю улучшить достаток или свою общину и тп. Сравнение того, чем я обладаю, с тем, чего у меня нет, является спусковым крючком, который запускает мой уход с мудрого пути. Ярчайшие примеры Писания тут плод Евы, виноградник Ахава, поклонение Амана.
Практика: Чего мне не хватает для счастья? Какой предмет мне нужно приобрести, чтобы мне стало лучше? Кто из окружающих меня должен измениться, чтобы я стал довольным? Пытаюсь ли я изменить этого человека или приобрести недостающее запрещенными методами? Или я просто ропщу за недостающее или тихонечко обижаюсь внутри из-за этого? Как мне справиться с этим?
3. Безответственный подход. Текст Притчей 6:6-11 (с. 644 ВЗ).
Третий фактор, описанный Соломоном, близок по смыслу к нашему первому пункту, но способ подачи материала отличается. Если в 4й главе это не очень интересное «пресное» повествование, то здесь автор дает нам три ярких примера «сбившейся с курса» жизни. Тут мы встречаемся, во-первых, с человеком, не подумавшем об ответственности за своё поручительство. Чем заканчиваются такие истории, известно всем, кто знаком с современными банковскими кредитами. Простая подпись за «друга» или знакомого, которому тебе посоветовали помочь в церкви, оборачивается огромными долгами банку, которые выплачивает не он, а ты.
Вторая история, взятая нами для чтения, описывает ленивца. Его сегодняшнюю негу и пришедшую в конце концов бедность и отсутствие еды и одежды. Не нужно сильно ругать лентяев, потому что подготовки к экзаменам и проверкам, ежемесячные авралы на нашей работе и еженедельная дерготня при подготовке субботы работают по тому-же принципу. Это принцип не думания о будущем, безответственность. Как только я расслабляюсь, и допускаю сегодняшнему удовольствию главенствовать в жизни, я обрекаю себя на ужасное будущее, когда я все равно рано или поздно встречусь с реальностью.
Третья история не так хорошо раскрыта, но в ней повествуется о лжеце, который тоже сейчас живет неплохо в своем виртуальном мире, но потом сплетенная им система рушится. Главная же трудность, описанная автором – это то, когда мы сегодняшнее кажущееся благополучие считаем более важным, чем будущее. Мы не думаем, что встретимся с последствием лжи, лени, поручительства и тп, откуда-то берется иллюзия, что это работает, и ты выбираешь сегодняшнее удобство в пику будущему. И тут выигрывают вежливость попросившему поручения, мягкость подушек и «я проспал», а не момент, когда ты за все это заплатишь.
Практика: Я обычно решаю горящие проблемы или думаю о будущем? Где на этой неделе я «затушил пожар», не думая, что он может разгореться сильнее? Могу ли я это исправить, как советует Соломон в 6:3-5? Как научиться жить, думая о будущем?
Вывод: Итак, чтобы не сбиться с христианского пути, нам нужно:
- просить у Бога желания полюбить святость;
- не фантазировать о том, чего нам не хватает;
- понимать, что неверные поступки решают проблему лишь временно.
Евгений Герасимов. http://jesuslove.ru/11830-evgeniy-gerasimov-ot-ushey-do-nog.html