КОММЕНТАРИИ
Урок субботней школы №1 "Голос мудрости" Автор: Александр Ващинин
Памятный стих: «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч.1:7).
• Что такое «Мудрость»?
- «Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» - (Словарь Ожегова)
- ««Начало мудрости — страх Господень». Истинная цель воспитания заключается в восстановлении в душе человека образа Божьего. Первое и наиболее драгоценное познание — это познание Христа...» (Свидетельства для церкви т.5)
• Почему человеческая мудрость опасна для верующего человека?
«Человеческая гордость и мудрость — слишком опасные путеводители. То, чего желает сердце вопреки воле Божьей, впоследствии окажется скорее проклятием, нежели благословением...» (Патриархи и пророки гл.59)
• Какие качества характера помогают человеку принять небесную мудрость?
«Именно смирение, вера и любовь помогают душе принять небесную мудрость. Вера, движимая любовью, - вот ключ к познанию, и всякий любящий "знает Бога" (1 Иоан. 4:7)». (Христос - надежда мира гл.14)
Воскресенье. Начало мудрости
• Прочитайте Притч.1:7. Как понимать выражение «страх Господень»? Как «Мудрость» и «Страх Господень» соотносятся друг с другом?
«”Страх Господень есть начало мудрости”. Когда люди с испорченными греховными привычками испытывают на себе влияние Божественной истины, тогда Слово Божье просвещает и вразумляет их. Истина входит в сердце и нравственная сила, которая находилась под гнетом, оживает. Ум принявшего истину приобретает остроту и ясность. Он соединил свою жизнь крепкими нитями со Скалой вечности. Его здоровье укрепляется по мере того, как укрепляется его надежда на Христа...» (Вести для молодежи гл.7)
• Почему человек не желает иметь мудрость от Господа?
«Ахитофела глубоко уважали за его мудрость, но ему недоставало света, исходящего от Бога. «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9:10). Этим-то он как раз и не обладал, ибо в противном случае он не обосновал бы успех государственной измены на преступлении кровосмешения. Люди с испорченным сердцем замышляют различного рода беззакония, как будто бы и не существует Всесильного Провидения, могущего разрушить их козни. «Живущий на небесах посмеется. Господь поругается им» (Пс. 2:4). Господь говорит: «Не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их... и беспечность глупцов погубит их» (Притч. 1:30—32)».
Понедельник. Подлинное воспитание
• Какое воспитание можно назвать «Истинным»?
«Подлинное воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного и невосприимчивого разума. Необходимо развивать умственные способности и пробуждать интерес учащихся. Для этого хорошо следовать Божьему методу обучения. Божьи уставы не должны быть преподанны в виде голой теории. Возвещающие истину должны сами жить по ее принципам. Только своей жизнью отражая характер Божий в честности, великодушии и бескорыстии, возможно воздействовать на других...» (Воспитание гл.3)
• Прочитайте Притч.1:8-10. Каковы результаты подлино христианского воспитания?
«"Главное - мудрость: приобретай мудрость". "Язык мудрых сообщает добрые знания" (Притч. 4:7; 15:2). Подлинное воспитание является источником такой мудрости и предполагает использование своих способностей и приобретенных знаний наилучшим образом, включая весь круг наших обязанностей по отношению к себе, к окружающему нас миру и к Богу. Формирование характера - самая важная задача, когда-либо стоявшая перед человеком, и никогда прежде тщательное исследование этого вопроса не было столь важным, как теперь...» (Воспитание гл.8)
Вторник. Воззвание мудрости
• Какого человека следует накормить, если он голоден? Почему? Прит.1:21-22.
««Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой: ибо ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:21-22). Вся земная жизнь Иисуса была подтверждением этого правила. Он оставил небесную отчизну, чтобы принести Своим врагам хлеб жизни; от яслей до могилы лишь обвинения и гонения сопутствовали ему; но, несмотря на это, Он всегда действовал в духе всепрощающей любви...» (Правила счастливой жизни гл.4)
• Как вы думаете, когда возможно накормить врага?
«Наш Спаситель проявил к нам любовь, равной которой никогда не может быть человеческая любовь. Когда мы были ранеными и умирающими. Он сжалился над нами. Он не прошел мимо нас и не оставил нас погибать беспомощными, неимеющими надежды. Он не остался в Своем святом, счастливом жилище, где Он был любим всем небесным сонмом. Он увидел нашу жестокую нужду, взял на Себя наше дело, отождествил Свои интересы с интересами человечества. Он умер, чтобы спасти Своих врагов. Он молился за Своих убийц. Указывая на Свой собственный пример, Он говорит Своим последователям: «Сие заповедую вам, да любите друг друга», «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Наглядные уроки Христа гл.7)
• Прочитайте Притч.1:22-32. К чему приводит отвержение мудрости?
«Сатана трудится искусно и с успехом применяет свою адскую мудрость. Он всегда готов и способен учить тех, кто к собственной погибели отвергает совет Божий. Он старается сделать как можно более привлекательной ту приманку, с помощью которой надеется успешно заманить души в свои сети и покрепче заключить их в свои адские объятия. Все, кого он улавливает подобным образом, вынуждены будут заплатить страшную цену, прежде чем усвоят, как безрассудно продавать вечность и бессмертие за роковой по своим последствиям обман. Наш враг дьявол не лишен мудрости и силы. Он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Он будет действовать «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:9). Так как они отвергли истину, то «за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:11, 12)». (Свидетельства для церкви т.2)
Среда. Преимущества мудрости
• Прочитайте Притч.2:6-9. Какие условия необходимы для понимания праведности? Кому Господь дает мудрость?
«Господь дает пути и средства тем, кто стремится к Нему всем своим сердцем. Он желает, чтобы мы признали Божественное водительство, явленное нам в приготовлении полей работы и в приготовлении пути для достижения успеха...» (Служители Евангелия гл.4)
• Для чего Бог дает мудрость человеку?
«Господь дает нам познание о Своей воле, чтобы таким образом мы стали каналами света для других. Если Христос пребывает в нас, мы не можем не работать для Него. Невозможно пользоваться милостями Божьими и радоваться благословениям любви Спасителя и в то же самое время, оставаться безучастными и равнодушными к тем, кто погибает в своих грехах. «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Иоан. 15:8)». (Свидетельства для церкви т.5)
Четверг. Не забывай!
• Прочитайте Притчи 3:7. Почему опасно быть мудрым в собственных глазах?
«Кто богат и достиг почести в собственных глазах, тот не в состоянии просить с верой и, следовательно, не может получить благословения Божия. Он чувствует себя сытым и поэтому уходит пустым. Но те, которые сознают, что сами себя спасти не могут и сами по себе не в состоянии делать добро, оценят помощь Христа, которую Он предлагает каждому. Это те самые нищие духом, которых Христос называет блаженными». (Правила счастливой жизни гл.3)
• К чему ведет собственная мудрость? «Тот, кто сознает свою вину и беспомощность, пусть придет таким, как он есть, и получит Божьи благословения. Все обетования принадлежат ему, если только он верой ухватится за них. Но тот, кто в собственных глазах богат, хорош и праведен и кто смотрит на все так, как смотрит мир, и называет зло добром и добро злом, тот не может просить и получить, потому что он не испытывает нужды. Он не чувствует ни в чем недостатка, поэтому и уйдет опустошенным, т. е. ни с чем. Мы можем либо уничижать себя и получить Божьи благословения, либо возвышаться в собственных глазах до тех пор, пока Бог не уничижит нас...» (Свидетельства для церкви т.5)
Заключение. «Апостолы старались научить верующих тому, насколько важно оберегать свой ум от запретных тем и от растрачивания умственных сил на банальные вопросы. Люди, которые не хотят становиться жертвами сатанинских уловок, должны внимательно охранять подступы к своей душе; они должны избегать читать, смотреть и слушать то, что может вызвать скверные мысли. Нельзя позволять своим мыслям бесконтрольно сосредотачиваться на каждой теме, которую может предложить враг душ. Сердце нужно верно хранить, иначе сатанинское зло непроизвольно породит зло в нем, и душа будет блуждать во тьме. Тот, кто хочет иметь мудрость от Бога, должен стать полным невеждой для греховного познания этого века. Он должен закрывать глаза, чтобы не видеть зло и не учиться злому. Он должен закрывать свои уши, чтобы не слышать о злом и не приобретать знаний, которые могут запятнать чистоту мыслей и поступков. И он должен хранить свой язык, чтобы не говорить скверных слов и чтобы в его устах не было лукавства...» (Христианский дом гл.15)
Обновлено для 01.01.2015 08:09 http://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/2444-ss1012015.html
Урок субботней школы №1 "Голос мудрости" Автор: Павел Луговой
Памятный текст: «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч.1.7).
Вступление.
Уповать на свои силы,
Это глупо и смешно.
Есть решение вопроса
И оно всем нам дано.
Чтобы все же разобраться,
Где есть правда, а где ложь,
Надо с мыслями собраться
А не вынь тут да положь.
В Слове вы совет найдете,
Если пожелаете.
С ним вы к истине придете,
С ним и жизнь меняется.
Слово нужно понимать,
Избегай пустого звона.
Чтобы мудростью блистать,
Ты взирай на Соломона.В книге Притчей не трудно найти упоминания о «страхе Господнем», потому что это доминирующая тема. В английском переводе (NIV) выражение «бойся Господа» используется шесть раз (1:29, 3:7, 8:13, 14:16, 15:33, 24:21); фраза «страх Господень» появляется 10 раз (1:7, 2:5, 9:10, 10:27, 14:27, 15:16, 16:6, 19:23, 22:4, 23:17); книга хвалит всех «боящихся Господа»(14:2,26); и завершается похвалой женщине, «боящейся Господа» (31:30). По определению это понятие часто встречается в библейских поэтических книгах (Иова, Псалтирь, Екклесиаста), подчеркивая тем самым, что мы можем быть мудрыми, только если развиваем личные отношения с Богом. С молитвенным настроем давайте начнем углубляться в изучение удивительной книги Притчи.
I. Мудрость и страх Господень.
1. Понятия.
- Что такое «мудрость»? Дайте определению «мудрость». (обсудить в классе СШ)
Мудрость – это способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных трудных задач... и понимание смысла происходящего. (Википедия)
Смотря на это слово, есть много метких высказываний по поводу этого понятия:
• Мудрость – это не только обширные знания, но и умение виртуозно ими пользоваться.
• Мудрость – это умение отделить недостижимое от неизбежного; от первого отказаться, со вторым смириться.
• Мудрость – это интерес к знаниям, событиям и миру, идущий от сердца. Мудрый человек знает многое именно за счет того, что это ему искренне интересно.
• Мудрость – это отсутствие самолюбования и готовность любоваться другими.
• Мудрость – это умение в каждом человеке и в каждом явлении найти что-то, чему стоит научиться.
• Мудрость – это понимание жизненных ценностей и интуитивное предвидение возможного развития событий.
- А какой смысл мы вкладываем в выражение «страх Господень»? (обсудить в классе СШ)Скоуфилд говорит, что этот страх означает «благоговеющее доверие с ненавистью к проявлению зла». В Библии сказано, что благоговение и страх Божий — две совершенно разные вещи (заметьте это, пожалуйста): «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12.28-29).
- Как Библия описала понятие страх Господень? Что это такое в Библии?Пр.8.13.
• Ненавидеть зло.Пс.110.10.
• Это начало мудрости.Пр.15.16. (Ис.33.6).
• Страх Господень - сокровище, ценность. Пр.14.27.
• Это - источник жизни.Пс.18.10.
• Он - чист.Евр.12.28.
• Он богоугоден.
2. Как это взаимосвязано?
- Как можно увязать эти два понятия: мудрость и страх Господень?
- Не могут ли они быть взаимоисключающими понятиями? (обсудить в классе СШ)
Сегодня люди подмечают такой факт: если человек боится Бога, он боится и людей, а если не боится людей, то не боится и Бога.
Действительно, эти два понятия настолько тесно связаны и переплетаются, что их нельзя разделить и пытаться об этих понятиях говорить в отдельности.
3. Как это объяснить другому?
Это наверное, самое сложное.
- Когда это может быть сформулировано нами самими, и потом возможно передать другим? (обсудить в классе СШ)
Без того, чтобы это испытать на своем собственном примере, мы не сумеем объяснить это другим даже на пальцах или в теории. Это нужно испытать лично.
II. Мудрость и мотивация.
1. Мотивы.
Говоря о мотивах в понятиях «мудрость» и «страх Господень», можно подметить насколько они могут быть полярными.
Начнем с понятия «страх Господень»
- Какие полярные подходы описаны в Библии?Быт.3.10.
• В одном случае он толкает скрываться от Бога и оправдываться...2Пар.20.3.
• В другом случае он, наоборот, сближает с Богом и укрепляет отношения с Ним.
Точно такое мы встречаем в отношении «мудрости».
- Что Библия говорит нам в этом случае?3Цар.3.9.
• В первом случае мудрый человек просит о способности видеть границу между добром и злом.
Рим.1.30.
• Во втором случае проявляют изумительную изобретательность на зло.
2. Мотивация служения Богу.
Говоря о мотивации служения Богу мы можем вспомнить диаметрально противоположные подходы к этому вопросу. Не будем останавливаться на них. Посмотрим на это с практической стороны.
- Какие мотивы Бог будет брать в расчет, при встрече с человеком и определении вечной участи? (обсудить в классе СШ)Ис.66.2.
• Смирение.
• Разрешение Богу умертвить грешное «я».
• Уважающего и считающегося с истиной открытой в Библии. Матф.25.31-45.
• Отношения к проблемам людей вокруг - это наше отношение к Богу.Ис.1.11-17.
• Формального служения - не нужно.
• Необходима чистота во взаимоотношениях с Богом и ближними.
3. Как мотивация влияет на отношения с Богом?
Говоря о мотивациях в отношениях с Богом, мы видим, что от того, что движет нами, будет от этого и зависеть результат в этих отношениях.
- Если человек служил Богу формально, как он будет строить отношения с Богом?Ис.58.2-3.
• Будут задавать каверзные вопросы.Матф.7.22.
• Пытаясь даже выторговать место в вечности.- А если у человека были правильные мотивы в отношениях с Богом, как он будет приходить к Нему?Лук.18.13.
• Признает себя грешником, нуждающимся в милости.Евр.4.16.
• Приходит к Богу с дерзновением за милостью и помощью в борьбе с грехом.
III. Мудрость и дисциплина.
1. Как углублять отношения с Богом?В вопросе углублений отношений с Богом дисциплина может очень многое сделать в этом вопросе.
- Какие методы личной дисциплины вы можете рекомендовать себе и другим (можно из личного опыта)? (обсудить в классе СШ)
Самое важное в этом вопросе это формула РРР (три буквы Р). А все остальное: молитва, чтение Библии, сотрудничество с Богом, свидетельство другим, они являются составными этой формулы.
- Итак, что это за три буквы Р?
• Решение (твердо принятое строить отношения с Богом не взирая ни на что).
• Расписание.
• Режим (имеется ввиду постоянство)
2. Границы.
Говоря о мудрости как в отношениях с Богом, так и с ближними мы должны понимать вопрос границ. Мы как-то по простоте души упускаем этот вопрос из виду. Хотя это очень важно.
Возьмем например такой момент, как служение ближнему.- Какие границы должны присутствовать в этом служении? (обсудить в классе СШ)2Петр.1.5.
В добродетели - рассудительность (когда, кому, сколько, нужно ли...).
- Какие виды границ мы обязательно должны установить для себя? (обсудить в классе СШ)
• Во-первых по отношению к себе.
(бывают моменты, когда необходимо поставить НЕТ категорически для любого человека /например время молитвы - неприкосновенно, суббота - для Бога и т.д./)
• Во-вторых - по отношению к другим.
(уважать их время, круг интересов, нужды)
• Но есть еще и граница между мною и Богом, но только с нашей стороны. И именно ее Бог желает обсудить с нами, чтобы она была убрана.
3. Результаты дисциплины на мудрость.
Говоря о мудрости и дисциплине Соломон больше всего осветил эти аспекты в своих книгах.- Какие примеры этой мысли вы находите в книге «Притчи» Соломона Давидовича? Прит.29.15.
Соломон говорит о том, что дисциплина - это не всегда розга или ремень. Для кого-то это обсуждение проблемы или разговор по душам. И это приводит к накоплению знания.
Заключение. Призыв мудрости жить в присутствии Бога позволяет людям отличать добро от зла и делать то, что правильно.
- Заканчивая размышлять над нашим уроком сегодня, каким бы текстом из Притчей вы бы его закончили? (обсудить в классе СШ)