КОММЕНТАРИИ.
Урок субботней школы №10 "Плачьте и рыдайте!» Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6.21).
Вступление. В этом уроке мы поднимем две темы: покаяние и вопрос финансов.
Говоря о покаянии мы поговорим о том, что это такое и когда оно принято Богом. Как оно начинается. И к чему оно приводит человека.
Второй вопрос - это финансы. Наличие денег не является проблемой, и Бог определенно не имеет ничего против денежных благ. В Библии упоминается множество состоятельных людей, но не придается их богатству негативного оттенка. Например, Авраам, Иов, Соломон. Нет ничего зазорного в усердном труде и искренней радости от результатов своих трудов. И все же люди, жившие во времена Иакова, зашли слишком далеко.
Когда людей стала поглощать мысль об обогащении любым способом, она отвлекла их внимание от Бога, Который способен удовлетворить любую потребность. Любовь к деньгам создает порочный круг недовольства. Чем больше вы имеете, тем больше хочется. Так случалось и во времена Иакова. В погоне за богатством люди начинали эксплуатировать труд своих работников, которые помогали им. Те, которые обогащаются за счет грабежа, могут приобрести материальные богатства, но потерять достоинство. Какая высокая цена за столь мимолетное счастье!
I. Покаяние.
1. Какое покаяние является истинным?
- Что такое покаяние, значение этого действа?
Покаяние (древнегреческое слово μετάνοια (метанойя), буквально: «после ума; перемена ума») — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха. В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение, и как процесс, длящийся всю жизнь. В качестве синонима покаянию в Библии иногда используется слово «обращение» (например, «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». (Иер.18.11) Покаяние тесно связано с исповедью, однако не равно ей. По мнению богослова Артура Пинка, Библия говорит о трех видах покаяния:
• «покаяние отчаяния» (например, Исав, Фараон, Ахитофел и Иуда),
• «покаяние исправления» (те, кто покаялись после проповеди Ионы),
• «покаяние ко спасению» (2Кор.7.10).
Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога. (Википедия)
- Как Библия описала сам процесс покаяния? (обсудить в классе СШ) 2Пар.7.14.
• Смирение.
• Молитва.
• Поиск Бога.
• Обращение от прежней жизни.
2. Какая скорбь приводит к покаянию.
Есть разная скорбь и разное покаяние.
- Какие мы знаем мотивы приводящие к скорби и покаянию в Библии? И.Нав.7.11-21.
• Когда человек фактически был уличен перед всеми, вынужден исповедоваться и каяться. Пс.50.6.
• Когда Святой Дух работал долгое время (Пс.31:4,8) и до человека дошло осознание греховности не перед кем-то из людей, а перед Богом.
Давайте посмотрим на примере одного греха (предательства), как по-разному может человек об этом скорбеть и раскаиваться. Матф.27.3-5.
• Иуда угрызаемый совестью и последствиями своего поступка скорбел и раскаивался. Но это раскаяние его не меняло. Лук.22.60-62.
• К раскаянию и скорби Петра приводила мысль о том, что он подвел Христа, порвал эти доверительные отношения. Он в этом раскаивался, но уже оно было совершено. Он страстно желал эти отношения восстановить.
II. Финансы.
- У вас когда-нибудь было желание проснуться в один прекрасный день и понять, что вам больше не нужно ходить на работу или оплачивать счета?
- Что если однажды вы проснетесь от телефонного звонка, ответив на который узнаете, что выиграли миллион долларов?
- Сделает ли это вас счастливым?
В 5-й главе своего послания Иаков отмечает, что уже тогда люди были введены в заблуждение, полагая, что их богатство способно приобрести им счастье на длительный срок. Соломон пишет: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!» (Еккл.5.9).
1. Деньги. Благословение или проклятие?
Говоря о финансах, Библия не говорит о том, что это однозначно благословение или проклятие.
Все зависит от того, каков источник появления этого имущества и само отношение к нему.
- Когда финансовая стабильность и успех могут быть действительно благословением? (обсудить в классе СШ) Втор.8.18.
• Когда человек понимает свою зависимость от Бога и понимает, что он только является управителем этого имущества. Иова 1.1-3,10. Иова 29.12-16.
• Имея такое богатство и понимая, что оно от Бога, он использовал его не только для себя, думал и о бедных, сиротах, вдовах.
- А когда имущество может иметь проклятие? (обсудить в классе СШ) 1Цар.25.2-11.
• Когда человек считает, что это его ум и смекалка помогли приобрести все это и оно используется чисто эгоистично.
2. Богатство и достаток.
Говорить о достатке и богатстве имеет право тот, кто его имеет и получил его не нарушая моральных законов, чувствуя зависимость от Бога. Давайте послушаем мнение именно такого человека.
- Что на эту тему говорит нам Иов, богатейший человек Востока того времени? Иова 22.21-25.
• Богатство и достаток выражается не в цифрах с нулями в счете на карточке, а в отношениях с Богом. Это стоит намного выше счета.
Часто люди этого до конца так и не осознают.
3. Накопление. Плюсы и минусы.
Говоря о накоплениях Бог говорит нам о том, что в этом есть как плюсы, так и минусы. Давайте сначала коснемся минусов.
- В чем минус накопительства? (обсудить в классе СШ) Лук.16.19-31.
• Получать доброе только себе не думая о других Лук.12.15-21.
• Собирать сокровища только для себя.
- Какой самый большой минус в стяжательстве и накопительстве? (обсудить в классе СШ) Пс.38.7.
• Это достанется не человеку. В чем же тогда смысл всего накопительства?
- А какой же есть плюс в накопительстве?
- И где необходимо открывать депозит? (обсудить в классе СШ) Лук.12.22-34. Матф.25.40.
• На небе открывается счет, куда идут наши перечисления. Перечисления происходят от того, что мы вкладываем средства в милостыню в заботу о ближних, в дело Божье. Можно допустить такую мысль, что это депозит в вечность. Мы ни в коей мере не покупаем место в вечности и Божье расположение. Но Бог говорит о том, что ни одно дело, которое мы сделали кому-то не останется незамеченным и не возданным.
«Последователи Христа не должны с презрением относиться к богатству, но усматривать в нем доверенный Богом талант. Разумно используя дары Господа, можно оказывать нуждающимся помощь, что имеет очень важное значение. Всем нам необходимо помнить о том, что Бог дает нам богатство не для того, чтобы оно служило удовлетворению наших прихотей, сиюминутных желаний или чтобы мы распоряжались им как нам заблагорассудится». (Э. Уайт. Советы по управлению ресурсами, с. 133-134.)
4. Финансы и отношения.
Теперь настало время поговорить о том, каким методом можно собирать средства чтобы получить одобрение Бога.
- Какие есть для этого Библейские принципы? (обсудить в классе СШ) Лев.19.13. Втор.24.14-15.
• Это должно происходить без всякой обиды. Открыто и прозрачно. Без двойной бухгалтерии.
• Оплата должна происходить вовремя.
• Не доводить дело до греха. Иак.5.1-5.
• Средства не должны приводить к роскоши.
• Наслаждения и еда должны происходить во свете будущего суда и ответственности за каждую копейку.
Говоря о средствах, как они должны отражаться на отношениях:
а) С теми, кто тоже имеет средства и даже может более, чем у вас? (обсудить в классе СШ)
• Строить отношения с теми, кто придерживается правильных методов приобретения средств.
• Сталкиваясь с теми, кто наживается на других или делает многое нечестным путем, пытаться поделиться своим взглядом на этот вопрос.
• Приглашать таких заниматься меценатством, филантропией.
• Отмечать «День благотворительности» ( укр. «День благодійництва» ) — национальный праздник посвященный людям занимающимся благотворительностью, который отмечается в Украине ежегодно, во второе воскресенье декабря.
б) С теми, кто работает на вас? (обсудить в классе СШ)
• Не обижать в зарплате.
• Выдавать вовремя.
• Считать их тоже за людей, подобных вам.
5. Финансы и последний день.
- Говоря о финансах и богатстве какие проблемы они создают у окружающих людей, даже верующих?
Пс.72.3-25.
Если человек занимается накопительством, причем нечестными путями, использует его в эгоистичных целях - это иногда вызывает недовольство даже со стороны праведников, возникает много вопросов в первую очередь к Богу.
- Как Бог отвечает на все эти «почему»? (обсудить в классе СШ)
• Бог просто показывает их финал.
• Он разрешает «попользоваться добром» хоть в этой жизни.
• Для верующих важно обращать внимание не на людей и величину их состояния, а строить отношения с Богом сейчас, чтобы остаться с Ним и в вечности.
6. Богатство во свете вечности.
- Поднимая вопрос накопления средств, как это осветил Христос в Нагорной проповеди? Матф.6.19-24.
• Средства необходимо вкладывать в вечное и непреходящее.
• Туда, где нет девальваций, ограблений и банкротства.
• К тому, что вкладываем обязательно прилагать свое сердце.
• Ни в коей мере наше сердце не должно раздваиваться на временное и вечное (должны для себя определиться)
Есть еще одна проблема с понятием богатства во свете вечности.
- В чем она заключается? Откр.3.17-18.
• Человек считает, что он богат во свете вечности и этим кичится, а на деле он банкрот.
- Как мы, как верующие, должны строить отношения с людьми обладающими определенным состоянием особенно после изучения этой темы в нашем уроке? 1Тим.6.17.
• Ни в коей мере не должен подниматься вопрос о спонсорстве (это человек решает сам с Богом).
• Пытаться самим строить отношения с этим человеком на равных перед Богом и его к этому призывать (Притч.22.2).
• Увещевать полагаться не на состояние, а на Бога.
• Богатство - это дар от Бога, если неправильно используем, Бог может взять его и отдать другому (Лук.12.20).
• Показывать, что средства даются не для пресыщения (Еккл.10.17), а чтобы правильно их использовать (но с другой стороны не идет речь и об аскетизме).
Давайте запомним ценный урок из жизни Павла, который писал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем; насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филип.4.11−13).
Заключение. Сами по себе деньги злом не являются. Они становятся злом, когда занимают главное место в нашей жизни. Деньги могут увести нас от того, что является действительно важным, — от жизни с Иисусом и от служения Ему.
Желание получить все больше и больше богатств никогда не будет удовлетворено. Оно побуждает нас положиться на себя в удовлетворении наших нужд, вместо того чтобы положиться на Бога.
Он желает, чтобы мы довольствовались тем, что имеем. Он желает, чтобы мы использовали свои ресурсы не для собственного счастья, но для привлечения людей к Иисусу, любовь и дружба с Которым приносит истинную радость.
Урок 10
Плачьте и рыдайте! (Иакова 5:1-6)
Введение: Бестселлер от «Нью-Йорк Таймс» – книга под названием "Drive", рассказывает о том, что нужно, чтобы сотрудники были довольны своей работой. Оказывается, для удовлетворённостью своей работой важна не только большая зарплата. Деньги конечно важны, но только до определенного момента. После того, как сотруднику их хватает чтобы жить разумно и удобно, более важна возможность применить творческие способности, знать, что в вашей работе есть какой-то смысл, и иметь свободу для принятия решений. Верно ли это и для остальной жизни? Деньги не главная движущая сила счастья? Иаков, кажется, имеет предубеждение против богатых. Давайте углубимся в изучение Библии и посмотрим, что мы можем узнать от Иакова о богатстве и счастье!
I. Несчастный богач
A. Что бы вы предпочли быть богатым или бедным? Я подозреваю, что почти все ответы – "богатым". Давайте прочитаем Иакова 5:1. Как Иаков отвечает на вопрос, который я только что задал? (Кажется, он согласен с вами – богатым быть лучше. Но Иаков говорит, что к богатым приближаются страдания. Это не значит, что они несчастны теперь. Это напоминает мне предыдущий урок (Иакова 1:10-11), где он говорит богатым "вы скоро умрёте". И, предположим, богатые живут очень хорошо сейчас, но Иаков говорит, что плохие времена грядут.)
B. Прочитайте Иакова 5:2-3. С какими же страданиями будут сталкиваться богатые? (Удивительно, Иаков говорит, что грядущие страдания богатых будут вызваны тем, что они потеряют свое богатство! Богатство, которое богатые собирают, будет повреждено. Иаков, кажется, подтверждает тот факт, что, для имеющих благословение богатством, потеря его вызовет страдания.)
1. Другой бестселлер от «Нью-Йорк таймс» – ""Nudge, (Толчок) – о структурированном выборе. Он даёт интересный пример. Предположим, ваш работодатель сказал, что в следующем году (2015), вы можете выбрать, или на 30 дней больше отдыхать, или на $10,000 получить больше зарплаты. Вы выбираете $10,000, хотя вы были бы в равной степени довольны взяв 30 дней. Если следующий год (2016) ваш работодатель решает переключиться, и даёт вам 30 дней дополнительного отдыха вместо дополнительных денег, вы были бы очень недовольны – даже, если вы не имеете сильного предпочтения между этими вариантами. Люди переживают потерю чего-то, чем они обладают в настоящее время в два раза больней, чем если бы у них этого никогда не было. Что это говорит нам о предсказании Иакова, что богатые потеряют свои деньги? (Это действительно вызывает плач и рыдания.)
C. Взглянём ещё раз на текст Иакова 5:3. Почему "ржавчина" золота и серебра богатых "свидетельствует" против них? (Это доказывает, что они не используют свои деньги для благих целей. "Ржавчина" указывает на их недостаточное использование).
1. Что Иаков имеет в виду, когда он говорит, что они копили сокровища на "последние дни?" Его аудитория не видела Второго пришествия Иисуса Христа. Что, вы думаете, Иаков имел в виду? (Комментаторы, с которыми я консультировался расходятся во мнениях. Это может быть пророческое утверждение о богатых перед Вторым пришествием Иисуса Христа, или это могло бы быть утверждение о скором грядущем крахе еврейской нации. Я голосую за второй вариант интерпретации.)
2. Предположим, что я прав, но почему богатство "свидетельствует" против богатых и "съест их плоть, как огонь" из-за разрушения Иерусалима римлянами? (Богатые собирали деньги, чтобы защитить себя, но деньги не смогли защитить их от римлян. Таким образом, это свидетельствует, что они доверяют не тем вещам.)
3. Можете ли вы начать понимать, почему Иаков мог правильно предсказать грядущую нищету богатых? Его утверждения исходят не от личных пристрастий.
4. Что, как вы думаете, богатые должны были сделать со своими деньгами?
I. Честность
А. Прочитайте Иакова 5:4. Те из вас, кто следует за моими уроками знают о 28-й главе Второзакония, которая гласит, что послушание Богу приносит богатство, а неподчинение Богу приносит бедность. Иногда мы добавляем Евреям 11 к картине, потому что эта глава говорит, что жизнь на земле непредсказуема для верующих, некоторые пользуются успехом, а другие страдают. Таким образом, тема Иакова, что наличие богатства означает, что вы имеете недостатки характера должна быть согласована со Второзаконием 28 и Евреям 11. Что является основанием для Иакова осуждать здесь богатых? (Богатый хозяин поля не платит своим работникам зарплату).
1. Что означают слова "вопиет к Господу"? (Эти работники верят в Бога, и они просят у Бога справедливости. Это говорит о том, что богатые решают здесь обмануть тех работников, которые используются ими).
В. Снова посмотрите на Иакова 5:4. Как вы думаете, Иаков осуждает богатых не только за невыплату заработной платы, но, в том числе, и за низкую зарплату?
1. Если вы сказали "да", то насколько низкая зарплата – это грех?
2. AFL-CIO (Ассоциация американских профсоюзов) имеет орган, наблюдающий за зарплатой. Он следит за доходами менеджеров крупных компаний. Так как AFL-CIO не представляет какой-либо из этих менеджеров, это не хвастовство тем, что этот орган сделал для них. Скорее, он является привлекательный и полезный для тех работников, которых он представляет. Я помню, члена церкви, которая использовала его, чтобы пожаловаться по поводу разницы между заработком её мужа (инженер не плохо зарабатывает) и заработком топ-менеджера его компании. Это то, что Иаков осуждает – владельцы и менеджеры имеют зарплату больше, чем рабочие?
3. Рассмотрим для примера Генри Форда. Генри Форд был изобретателем автомобиля. Он наладил массовое производство для сборки автомобилей, которые могли себе позволить обычные люди. Сколько было человек, работающих суммарно на сборочной линии Форда? Скажем, каждый проданный автомобиль принес $50 прибыли, допустим, что пятьдесят человек работали на сборке каждой машины, и что эти пятьдесят человек производили пятьдесят автомобилей в год. Это значит, что максимальная выплата каждому из этих пятидесяти человек составит $50 в год, не так ли?
а. Будет ли справедливым платить всю прибыль рабочим, а не Генри Форду?
b. Какая роль человека, который изобрёл эту машину, изобрёл способ производства, и построил завод? (Скажем, 50% раздел прибыли между Генри и рабочими является справедливым. Отдельному работнику теперь платят 25 долларов в год. Если вы согласны, что 50% раздел справедлив для человека, который создал машину, завод и организовал работу, вы можете увидеть, что Генри сделал намного больше, чем отдельный работник).
i. Что делать, если мы отбросим Генри и скажем, что вы изобрели что-то, придумали эффективный способ производства, и вам принадлежит завод и оборудование для изготовления; вы согласны, чтобы 50% прибыли разделить с кем-то, кто производил монтажные работы?
ii. Если плата работникам меньше, чем владельцу – это проблема греха, определённая Иаковом? (Наши рассуждения приводят к выводу, что это не грех.)
C. Прочитайте Иакова 5:5. "Упитали сердца ваши на день заклания." Это интересная фраза. Что бы это значило для крупного рогатого скота? (Мы хотим чтобы скот был жирным на день заклания.)
1. Если это верно, что бы это значило для человека? (Это богатые сделали наёмных работников мишенью, когда их страна была разрушена. Картина такова, что эти богатые люди сделали неправильный выбор. Они обманули и отвернулись от своих работников, они использовали деньги, которые принадлежали другим для потворства их собственным желаниям. Это сделалось их целью, когда нация начала разрушаться.)
2. Ведущие страны западного мира несут чрезвычайную долговую нагрузку. Скорее всего, это делает возможным экономический коллапс. Я знаю людей, которые хранят еду на случай стихийных бедствий. Тем не менее, они также хранят оружие, чтобы защитить свою еду от тех, кто будет голодным, потому что они не готовы к катастрофе. Что вы думаете по этому поводу? Это, как богатые, которые копили богатство, а еврейский народ распадался?
D. Прочитайте Иакова 5:6. Как вы относитесь к осуждению и убийству невинных людей, которые выступают против вас? (Отрицательно. Иаков говорит нам, что это возмутительные случаи. Это очевидно, неправильно осуждать и убивать невинных людей. Но, если вы убиваете невинных людей, которые даже не против вас, какое у вас есть оправдание? Никакого. Эти богатые убивали невинных, потому что они могли.)
E. Друг, какова главная мысль послания Иакова о богатстве и счастье? Иаков говорит нам, что богатство преходяще. Хуже того, незаконное использование богатства и власти приводит в итоге ко времени суда. Описал ли Иаков это вам? Если это так, почему бы не попросить Святого Духа направлять правильное использование вашего богатства и власти?
На следующей неделе: Приготовление к жатве.
Перевёл Игорь Гудима igor_gudima@ukr.net