Урок №1 «Иаков – брат Господа»
Памятный стих: «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14).
В течение последнего квартала мы будем изучать Послание Иакова. В этой книге мы увидим историческую обстановку, включая жизнь и веру ранних христиан. Иаков писал «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии». Это не относится к израильтянам «по плоти», потому что большинство из них не обратилось в христианство. Павел обращается к тем, кто является настоящими израильтянами, то есть «не по наружности … но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (Рим.2:28, 29). Израиль Божий состоял из тех, кто верил обетованиям Бога о спасении во Христе, ибо «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» (Гал.3:29). Послание было адресовано христианам, живущим повсюду в то время и в наши дни.
Иаков стал влиятельным руководителем ранней церкви. О нем говорится как об одном из трех руководителей («столпов»), упомянутых Павлом в Гал. 2:9. Он был хорошо известен и имел полномочия послать это письмо церквам. Иаков представился скромно: в своем вступительном слове он не указал на свой статус в церкви и не упомянул, что был братом Господа.
Из письма мы знаем, что забота Иакова о церкви увеличивалась с ростом духовной зрелости и свидетельством веры, другими словами – с посвящением.
В английском языке имени Иаков соответствуют два варианта: Джеймс и Иаков. В данном случае английские переводчики выбрали имя Джеймс, в то время как в других языках употребляется еврейское имя Иаков. Некоторые комментаторы предполагают, что король Иаков (Джемс) захотел увидеть свое имя в английском переводе (см. J. R. Blue in The Bible Knowledge Commentary, Editors: J. F. Walvoord and R. B. Zuck). Неизвестно, насколько эти сведения точны, поскольку нет никаких доказательств ни в пользу, ни против них.
Предисловие Лютера к первому изданию (1552 г) Нового Завета называло послание Иакова «сомнительным», потому что оно не соответствовало его каноническому критерию «провозглашения о Христе» (Религиозные и богословские тезисы (2012) Майерстоун, Пенсильвания). Тем не менее, Лютер не высказывал это негативное мнение в последующих изданиях.
Сначала Лютеру казалось, что это послание противоречило словам Павла о том, что человек оправдывается только верой, а не делами. Однако Иаков и Павел описывали эту тему с разных ракурсов. Павел представлял оправдание только верой в Христа в отличие от оправдания посредством соблюдения закона. Иаков, с другой стороны, писал, что послушание – это свидетельство оправдания верой.
Одна из иллюстраций, использованных Иаковом, заключается в том, что злые ангелы, которые верят, никогда не будут оправданы своей верой, потому что это всего лишь интеллектуальное признание исторических фактов, связанных с Иисусом. Демоны имеют веру в Иисуса, но по-прежнему остаются демонами. Они не оправдываются своей верой, потому что она не изменяет их характер. Их вера мертва.
На небе падшие ангелы отвернулись от Христа и настолько отдалились, что оказались неспособными на сердечный отклик признательности Ему. Аргумент Иакова в том, что демоны никогда не смогут быть оправданы верой. Элен Уайт разделяет это мнение: «Мы читаем, что бесы «веруют и трепещут», но их вера не приносит им оправдания» (ИВ том3 с. 191). Все, что они могут, - это трепетать, но и это больше, чем делают некоторые люди!
Последняя иллюстрация оправдания верой, представленная во второй главе, находится в последнем стихе. Там написано: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Э. Дж. Ваггонер прокомментировал этот стих следующим образом: «Человек дышит не для того, чтобы показать, что он живой, а потому что он живой. Он живет благодаря дыханию. Дыхание – это его жизнь. Поэтому человек не может совершать добрые дела для того, чтобы демонстрировать, что у него есть вера, но он совершает добрые дела, потому что дела являются неизбежным результатом веры» («Истина для настоящего времени» [Соединенное королевство], 21 июня 1894 г.)
Дела не просто прилагаются к вере, а исходят от нее. Некоторые верующие, к которым обращается Иаков, были подобны бесам, имеющим веру о Боге, но поскольку у них не было дел послушания, происходящих из их веры, их вера не была подлинной. Исповедание веры в Христа, которая не сопровождается послушанием, ничего не стоит. Павел писал, что «вера действует любовью» (Гал. 5:6). Он начинает и заканчивает свое Послание к Римлянам словами о «покорности вере» (Рим. 1:5; 16:26 в совр. переводе). Иаков и Павел имели единое мнение относительно оправдания верой и ее результата, выраженного в делах послушания.
На протяжении всего письма Иаков рассматривает вопросы, касающиеся оправдания верой в Христа, которые были искажены как бесами, так и людьми, претендующими на веру, но не имеющими сердечного отклика веры и благодарности Богу. Они не имеют любви ни к Богу, ни к другим людям.
Иаков понял это на опыте. Первоначально у него была интеллектуальная историческая вера, связанная с Иисусом, потому что они воспитывались в одной человеческой семье. Два евангелиста – Иоанн и Марк – показывают, как необращенный Иаков вместе со своими братьями относились к Иисусу во время Его земного служения. Они не верили в Него (Ин. 7:5). Вскоре после того, как Иисус начал Свое общественное служение, они думали, что Он потерял рассудок (Мк. 3:21). Тем не менее от фатального неверия Иаков пришел к оправдывающей вере в Христа как своего личного Спасителя и Господа. Это понимание пришло к нему в период после распятия Христа, но до Пятидесятницы.
Иаков и братья вместе с другими верующими находились «в молитве и прошении» в верхней горнице в течение 10 дней перед излитием Святого Духа, произошедшего в день Пятидесятницы (Деян. 1:14). Единственное событие, которое произошло перед этим молитвенным собранием, заключалось в том, что Христа распяли, погребли, и Он воскрес. Это имело большое значение для Иакова. Он был врагом, но изменился под влиянием благодати Божией. «Крест стоит одиноко, великий центр в мире. Он не находит друзей, но сам заводит дружбу» (Ревью энд Геральд, 29 сентября 1891 г.). Иаков стал верным последователем Христа и в итоге превратился во влиятельного руководителя церкви.
Именно Иаков осуществлял руководство на первой Генеральной Конференции ранней церкви, когда ее членов попросили уладить спор между проповедью Павла о праведности верой и настойчивым заявлением фарисеев, что для спасения необходимо обрезание (Деян. 15:1-29). Братья в той конференции были согласны с Павлом. Иаков затем написал и послал решение «Генеральной Конференции» церкви в Антиохии, где у «фарисеев, которые верили» возникли споры.
Рассмотрим богословскую атмосферу, существующую сегодня в христианстве. Католическими и протестантскими писателями было израсходовано значительное количество чернил и бумаги на тему оправдания верой. Католические богословы имеют ясное представление о подлинном протестантском понимании доктрины: что оправдание происходит только посредством веры в Христа. Это то, против чего они выступали пятьсот лет назад и все еще выступают сегодня. Они настойчиво утверждают, что для того, чтобы оправдаться, необходимо участвовать в «священных милостях». Они неправильно понимают Послание Иакова в угоду своей позиции. Сегодня протестантизм следует за папским пониманием оправдания.
Протестантских богословов не устраивает консенсус о реформационном учении об оправдании только верой. В результате, католические богословы делают резкие и критические замечания в адрес доктрины об оправдании в протестантских кругах. Похоже, что обсуждение этой темы не закончится в ближайшее время. Возможно, это хорошо, поскольку есть необходимость в большей, а не в меньшей ясности. Для последнего времени есть разъясняющая весть. Она содержится в Откр. 14:6-12. Это – весть об оправдании верой для последних дней, которая является «вестью третьего ангела в истине» (РГ 1 апреля 1890).
Иаков никогда не был против оправдания одной лишь верой в Христа, но он был против тех, кто хвастались, что они оправдались верой, а живут и поступают как бесы. Он приводил аргументы, что настоящее оправдание верой всегда сопровождается делами, что является свидетельством его подлинности. Как было сказано ранее «дела – это неизбежный результат веры».
-- Джерри Финнеман