Каковы истоки субботы? Какое доказательство показывает, что суббота существовала до Синая? Что делает субботу знамением Завета?
Урок субботней школы № 9. Знамение завета (мой 2 вариант урока) Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх.31.16).
Вступление. «Суббота — это, как говорит Бог, знамение завета «между Мною и вами в роды ваши». Человек, соблюдающий субботу в правильном духе, свидетельствует тем самым, что он пребывает в искупительных отношениях с Богом. Субботу можно рассматривать как знамение и в другом смысле. Она служит знаком отделения, указывая людям других вероисповеданий или людям, которые не соблюдают субботу, на то, что между Богом и Его народом, соблюдающим субботу, существуют уникальные отношения» (Gerhard Hasel and Michael Hasel, The Promise: God’s Everlasting Covenant, pp. 86–88).
Рекомендация: после урока СШ можно спеть на выбор: Псалмы Сиона 134-135,137,147 Гимны надежды 116,118-120,122.
Реклама: Мой канал на Youtube, где проходит разбор СШ в стриме в ПОНЕДЕЛЬНИК в 19:00 (MSK) и есть много караоке на самые разные темы смотри здесь. Ключевые вопросы:
- Каковы истоки субботы?
- Какое имеется доказательство, что суббота существовала до Синая?
- Что делает субботу знамением завета?
Воскресенье. Происхождение
Быт.2.2-3; Исх.20.11.
- В какой контекст эти тексты ясно и недвусмысленно помещают происхождение субботы?
• Эти отрывки четко показывают истоки происхождения земли, человечества.
• Они говорят не только о том, что мы – являемся сотворенными, но и то, что есть Творец.
• Причем четко оговорен период творения земли со всем, что ее наполняет и солнечной системы.
• Еще одна деталь в этих текстах, что суббота является ПАМЯТНИКОМ того, что все это сотворено Богом.
Марк.2.27.
Иисус говорит, что суббота была создана (буквально) «для человека», подразумевая человечество в целом, а не только евреев.
- Почему Сам Бог отдыхал в седьмой день?
- Он нуждался в этом?
- Какой еще цели мог служить Его покой?
Пророк Исаия говорит о Боге с такой стороны:
Ис.40.28.
• Богу отдых НЕ НУЖЕН.
• Бог вообще НЕ УСТАЕТ.
• Бог сделал из субботы «храм во времени», чтобы в этот день встречаться со Своим творением.
Хочется привести две цитаты, они есть в комментарии для учителей на этот урок:
«Суббота — это остановка во времени, придающая сил. Она действует по принципу: шесть дней и один день. Шесть дней труда и один день отдыха... Яхве, Дирижер космической симфонии, задал Своему произведению музыкальный размер 6/7. Раз, два, три, четыре, пять, шесть — отдых!» (Charles Bradford, Sabbath Roots: The African Connection, p. 58).
«Яхве, вложив все самое лучшее в Свое творение, провозглашает, что оно „хорошо весьма“. Затем Бог — непревзойденный художник, каким Он является, — берет материю времени и создает из нее нечто особенное — субботу, храм во времени, изваянный из часов и минут и вышедший из материи вечности; дар от всего Его сердца. Следует заметить, что Бог не создает субботу и не приводит к ней человека. Он создает Адама и Еву и дарует им субботу» (Charles Bradford, Sabbath Roots: The African Connection, p. 51).
- Если бы кто-нибудь спросил вас: «Как соблюдение субботы влияет на ваши отношения с Господом?», что бы вы ответили?
• Это, скорее всего, зависит от моих отношений с Богом.
• Если я углубляю отношения с Ним, тогда суббота – это еще одно свидание с Ним.
• Если отношений нет, то в субботу каждая минута времени для меня, как в украинском языке красивее передает смысл такое понятие как – тяга́р (вес, тяжкая ноша, очень тяжелые обстоятельства).
Понедельник. Суббота до Синая
- Когда Писание говорит нам о заповеди за субботу до горы Синай?
- Почему мы задаем такой вопрос?
Дело в том, что многие христиане искренно считают, что ДО Синая вопрос с субботой вообще не стоял…
Давайте бегло пробежим несколько текстов на эту тему.
Первый отрывок мы уже раньше читали, но остановимся более детально на нем.
Быт.2.2-3.
• Суббота (седьмой день) был создан Богом для общения со Своим творением.
• Для этого Бог ее: благословил, освятил.
Давайте посмотрим на значение этих слов в оригинале.
• Благословил וַיְבָרֶךְ (baw-rak') 1. прич. благословенный; 2. преклоняться.
В Библии это слово еще может иметь такие значения: а) благословлять себя, желать благословений себе. б) благословлять. в) быть благословенным. г) благословлять себя, желать благословений себе. д) ставить на колени.
• Освятил וַיְקַדֵּשׁ (kaw-dash') 1. освящаться, святиться, (про)являть святость; 2. быть посвящённым или освящённым.
В Библии это слово еще может иметь такие значения: а) святить, освящать, почитать святым, посвящать. б) быть освящённым, быть посвящённым. в) святить, освящать, почитать святым, посвящать. г) святиться, освящаться, (про)являть святость, посвящаться, вести себя свято.
• Если сопоставить эти два слова, то Бог предложил человеку в этот храм во времени приходить каждую неделю, чтобы получать особые благословения, вновь и вновь посвящая себя Богу в этот особый период времени.
Следующих текстов в уроке нет.
(запишите их для себя)
- О чем говорит нам история за Аврама?
Быт.26.5.
• У него УЖЕ были: повеления, уставы и законы от Бога (хотя и не перечисленные конкретно).
• По всей вероятности была и заповедь о субботе, которая была выделена среди остальных дней недели Богом еще ДО греха в Эдеме.
- А когда же закон о субботе появился, чтобы это было уже четко ПРОПИСАНО в Библии?
Исх.15.22-25.
• Буквально в ПЕРВУЮ неделю, после выхода из Египта.
Но, многие верующие почему-то не видят в этом отрывке: НИ ОДНОГО СЛОВА за субботу.
А зря, т.к. это видно и немедленно бросается в глаза.
- Где же мы читаем именно за субботу?
• Конец 25 стиха имеет такое предложение «Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его».
• Четко прописано ВРЕМЯ, когда Бог дал субботу как ЗАКОН.
• И четко написано, что именно субботней заповедью Бог ИСПЫТЫВАЛ народ.
- Все-таки где это записано и как «испытывал» Бог народ именно субботой?
Внимательно прочтите Исход 16 главу.
В этой главе говорится о трех чудесах, которыми Бог и ВОСПИТЫВАЛ, а иногда и ИСПЫТЫВАЛ Свой народ.
Это происходило через питание (желудок).
И на протяжении их путешествия еженедельно было три чуда (а таких недель было свыше 2 000):
• Манна падала каждый рабочий день.
• Но падала только на один день (нельзя было насобирать про запас, оно пропадала).
• А в пятницу выпадала двойная норма, которой хватало и на субботу, и при этом она не портилась.
- На что хочется еще обратить внимание в 16 главе Исход?
- Или что эта история сообщает о святости субботы до того, как был дан закон на Синае?
Исх.16.23-28.
• Первое: у евреев в календаре были числительные всем дням недели.
• Второе: только ДВА дня имели собственное имя: пятница (параскева) – как день приготовления и суббота (шаббат) – как день покоя.
• Пятница – это особый день закончить все труды и приготовиться к покою в субботу.
• Суббота – это время отдыха от обычных дел, это – время для: семьи, наслаждения природой, общения с Богом.
• Суббота – это «испытание» человека на верность Богу как Творцу и Спасителю.
Интересно то, что перечисляя правила по поводу того, что нужно делать в субботу во святилище, Моисей вспомнил историю нарушения этого дня и чем все это закончилось (см. Лев.24.8-16.), причем эта история связана именно с текстом Исх.16.28.
- Что тогда получается?
• Нарушая субботу, человек не просто «уклоняется от соблюдения заповеди», но при этом он начинает «хулить имя Господне и злословить».
• Т.е. человек в своем противлении заповеди, начинает переступать все границы не только морали, но всего дозволенного, он поднимает прямой бунт против Бога.
- Как ваше современное понимание субботы соответствует тому, что говорится о субботе в Исх.16?
Вопрос для размышления.
Но здесь стоит привести еще один текст, которого в уроке нет, но он по нашей теме (запишите его себе).
Ис.58.13-14.
• Бог не просто от нас ожидает «ничего неделания».
• Бог затрагивает вопрос даже мыслей, нашего языка, нашего пути в жизни, наших желаний, нашей мотивации, наших эмоций.
• Стоит очень серьезный принцип «если», т.е. мы должны сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор по этой заповеди.
• Потому что от нашего отношения к субботе будут зависеть и последствия, с которыми мы столкнемся.
• Причем это ЛИЧНЫЙ вопрос между нами и Богом (если для нас Он в ПОЧИТАНИИ и мы не пренебрегаем Его повеления).
Вторник. Знамение завета
Исх.31.16-17; Быт.2.3; Евр.4.1-4.
- Почему Господь использовал субботу как знамение завета?
• Здесь мы замечаем, что суббота была знамением или памятником ЗАВЕТА, заключенного Богом с народом.
• Т.е. верующие, соблюдая эту заповедь, постоянно помнили, что они с Богом В ЗАВЕТЕ.
- Помня, что важнейший аспект завета — спасение по благодати, ответьте, что такого особенного в субботе, что делает ее столь подходящим символом спасительных отношений с Богом?
• И именно соблюдая четвертую заповедь, верующие могли в субботу приходить к Богу, потому, что они с Ним были в завете.
- Как вы понимаете, что значит «покоиться» в субботу?
• Мы уже обращались к тексту Ис.58.13-14. в понедельник. Где Бог четко оговорил все аспекты нашей жизни в вопросе покоя.
- Как вы «покоитесь» в субботу?
• Личный вопрос, который тоже зависит от наших отношений с Богом.
- Что вы делаете иначе в этот день, что делает его «знамением»?
• В книге «Христианский дом» Э. Уайт очень много уделяет места этому вопросу. Как к этому дню готовиться. Как это должно происходить в семье (особая пища, специальная одежда, даже для детей субботние игрушки и т.д.), раньше встать, как распределить субботы в месяц, чтобы каждая была особой и не похожей на предыдущую. Все это делает субботу особой,
- Может ли кто-нибудь, кто знает вас, глядя на вашу жизнь, увидеть, что суббота действительно особенный день для вас?
• Личный вопрос, который тоже зависит от честности перед собой.
Среда. Знамение освящения
Исх.31.13.
В этом тексте объединены две новые идеи:
1. Суббота как знамение знания (или опыта с Богом).
2. Суббота как знамение освящения.
Таким образом, знать Господа означало быть в правильных отношениях с Ним:
1Пар.28.9.
• служить Ему
Ис.11.3.
• бояться Его
Ис.43.10.
• верить Ему
Пс.9.11.
• уповать на Него, искать Его
Иер.10.25.
• призывать Его имя
- Каким образом эти тексты помогают нам понять, что значит «знать» Господа?
• Знание Бога, опыты с Ним, общение с Богом (задаем вопросы, получаем ответы) помогают нам понять очень многое: волю Бога, его планы, объяснения на вопросы, самое важное – лучше понимаем характер Бога.
Поразмышляйте о дне субботнем и процессе освящения, то есть об обретении святости.
- Какую роль в этом процессе играет соблюдение субботы?
• Именно в субботу, когда мы не работаем, когда мы готовы на этот процесс Бог может менять наш характер.
- Как Господь может использовать наш опыт соблюдения субботы в деле нашего освящения?
• Фактически мы предоставляем себя Богу для этого процесса.
• И эти изменения могут проходить в зависимости от нашего желания, открытости, податливости.
Четверг. Помня субботу
Исх.20.8.
Прочитайте высказывание Э. Уайт.
«Сохраняя святость субботы, мы можем показать, что мы — Его народ. Его Слово говорит, что суббота — отличительный знак народа, соблюдающего заповеди... Соблюдающие Закон Божий объединятся с Ним в великой борьбе, начавшейся на небе между сатаной и Богом» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 2, с. 160).
- Что же такого особенного в субботе, благодаря чему она становится чем-то, что отличает нас как «народ, соблюдающий заповеди», сильнее, чем, возможно, любая из других заповедей?
Этот стих, и цитата говорит нам следующее.
Помня и соблюдая субботу, мы говорим всем людям:
• Мы – Божий народ.
• Мы – послушны Богу (соблюдаем заповеди).
• Мы – на стороне Бога в Великой борьбе.
• Мы – отделяем (святой – отделенный) субботу в своем расписании.
• Бог – освящает (изменяет, делает святым) наш характер.
Вопросы, которые нам стоит задать себе после нашего урока:
- Используя субботу в качестве измерительного прибора, проанализируйте, основываете ли вы свои религиозные убеждения на правилах или же на отношениях с Иисусом?
- Как вы думаете, может ли то, как мы соблюдаем субботу, порой нести свидетельство, прямо противоположное тому, какое должна нести суббота?
- Как нам обрести уверенность в том, что характер нашего соблюдения субботы воплощает Божьи идеалы?
- Какие доводы можно привести в пользу того, что Бог заинтересован в соблюдении нами не просто любого дня, но того дня, который Он освятил и непосредственно отделил для этой цели?
- Чем покой, которым мы призваны наслаждаться в субботу, отличается от всевозможных развлечений и досуга?
- Сосредоточена ли ваша практика соблюдения субботы на том, что вам можно и чего нельзя делать?
- Или жеона сосредоточена на укреплении отношений с вашим Спасителем?
Заключение: Слово помни было включено, потому что нам нужно «сказать «да» Господину субботы, открыв для Него свое сердце. Это значит признавать Божью силу, а не полагаться на собственные достижения. Это значит перестать переживать о собственных нуждах и начать думать о нуждах ближних. Это значит, забывая о себе и о своих эгоистических интересах, подобно Марии, почитать Христа как особого гостя» (Samuele Bacchiocchi, Divine Rest for Human Restlessness: A Theological Study of the Good News of the Sabbath for Today, p. 99).
Обновлено для 21.05.2021 22:11 https://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/3676-ss922021.html