Что Слово Божье Библия говорит о происхождении? Каких отношений с человечеством желал Бог? Каково было предназначение дерева познания добра и зла? Адам и Еве: какая надежда была дана сразу после того, как они согрешили?
Урок субботней школы № 2. История завета (мой 2 вариант урока) Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх.19.5).
Вступление. Изначально Бог установил близкие отношения с прародителями человечества — Адамом и Евой. Теперь Бог стремится восстановить эти отношения с нами посредством нового завета — завета, выражающего преданные взаимоотношения между Богом и человеком, в основе которых лежит спасительный замысел.
Ключевые вопросы:
- Что означает слово «завет»?
- Из чего состоит завет?
- Какой завет Бог заключил с Ноем?
- Какая надежда была заключена в завете с Авраамом?
- Какую роль в завете играют вера и дела со стороны человека?
- Завет — это просто договор или у него есть аспекты взаимоотношений?
- В чем суть нового завета?
Рекомендация: после урока СШ можно спеть на выбор: Псалмы Сиона 131, 133, 190 Гимны надежды 251-252, 259.
Реклама: Мой канал на Youtube, где есть много караоке на самые разные темы смотри здесь.
Воскресенье. Основы завета
Быт.17.2.
Подобно брачному контракту, в библейском завете описаны стороны, заключающие завет, и их взаимоотношения. Библейский завет обладает определенной структурой:
1. Бог подтвердил обетования завета клятвой (см. Гал.3:16; Евр.6:13,17).
2. Условием завета было послушание Божьей воле, выраженной в Десяти заповедях (см. Втор.4:13).
3. Формальная сторона, с помощью которой в конечном счете исполняется Божье обязательство завета — деяния Христа и замысел спасения (см. Ис.42:1,6).
Взгляните на три элемента, перечисленных выше (Божья клятва, наше послушание и замысел спасения).
- Как, по вашему мнению, они действуют в вашей жизни с Господом?
• Первый и третий момент в завете – можем даже не оговаривать.
• Вся проблема со ВТОРЫМ моментом (послушание).
В нескольких предложениях опишите, как они проявляются в вашей жизни сейчас.
• Обетования (клятвы) – не всегда их знаем и еще реже пользуемся.
• Послушание – различное отношение ( а) знаем, но не соблюдаем; б) не желаем знать, чтобы не соблюдать; в) узнавая можем противиться или искать оправдание).
• План спасения – различное отношение ( а) не стремимся знать, т.е. живем по воле случая; б) знаем в общих чертах; в) для нас план спасения не является личным, т.е. Бог в общем спасает людей, может и меня в том числе; г) глубоко личный опыт спасения).
• Хотя существуют заветы, заключаемые между людьми, основное употребление слова берит в еврейской Библии касается взаимоотношений между Богом и человечеством.
- Если принять во внимание, Кто Бог и кто мы по сравнению с Ним, то какой вид отношений будет отображен в таком завете?
Это все зависит от отношения человека к Богу.
• Для таких верующих, как Каин – то отношения будут выглядеть таким образом: возьми Боже хоть это (жертва из плодов) и будь доволен, и смотри, не забудь об этом!
• Для таких верующих, как современники Исаии – эти отношения выливаются в формальность (Ис.1.11-16.), и некие претензии к Богу (Ис.58.2-3.) за то, что Бог не отвечает на их молитвы.
• Для многих верующих при Втором пришествии Христа – это выливается в требование их спасти за их религиозные деяния (Матф.7.21-22.).
• Для таких верующих, кто смирен и жаждет спасения – это полное смирение, признание грехов, нужда в милости и спасении (Лук.18.12.).
Понедельник. Завет с Ноем
Быт.6.18.
- Был ли завет с Ноем односторонним?
• Здесь в завете много участников кроме Бога и Ноя: сыновья (Сим, Хам и Иафет), жена Ноя, невестки Ноя (всего 8 человек).
Помните, что идея завета предполагает, по меньшей мере, две стороны.
- Были ли у Ноя свои обязательства по договору, которые нужно было выполнять?
Да.
• Построить ковчег (120 лет на этот труд).
• Приготовить еду для всех (людей, животных, птиц).
• Рассказать о бедствии (всем, кто желал слушать).
• Предложить людям спастись в ковчеге (каждому).
- Какие обязательства это накладывает на нас?
• В каждом случае – это индивидуально для каждого из нас.
Некоторые люди преуменьшают масштаб потопа, утверждая, что он был не всемирным, а локальным. Если это так, то каждый раз, когда происходит еще одно локальное наводнение (а они происходят постоянно), Божье обетование завета, записанное в Быт.9.15 (см. также Ис.54.9), нарушается. Напротив, тот факт, что за всю историю человечества больше не было еще одного всемирного потопа, доказывает действенность Божьего обетования завета.
- Что это говорит нам о том, как мы можем доверять Его обетованиям?
• Божии обещания ВСЕГДА верны.
• Они могут исполниться в ДРУГОЕ ВРЕМЯ или НЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ, как мы ожидаем (Аввак.2.3.).
• Вся проблема в том, что мы не всегда обладаем ПОЛНОТОЙ ИНФОРМАЦИИ и не до конца знаем ВОЛЮ Бога.
Вторник. Завет Аврама
Быт.12.1-3.
Перечислите обетования, которые Бог дал Авраму.
• Будет огромное потомство.
• Бог благословит Аврама за послушание.
• Бог поднимет рейтинг для Аврама среди окружающих людей.
• Бог обещаем через Аврама благословлять других людей.
• Бог обещает адекватно отвечать на любую реакцию людей к Авраму (благословлять или проклинать).
• Бог обещает через Аврама расширять благословения на каждый народ на земле.
Обратите внимание, что, давая эти обетования, Бог говорит Авраму, что в нем «благословятся… все племена земные» (Быт.12.3).
- Что это означает?
Гал.3.6-9.
• Не происходит благословение на КАЖДОГО человека ОГУЛЬНО, т.е. все упирается в личную ВЕРУ человека.
• Именно через личную веру человек получает ОПРАВДАНИЕ и становится ПРАВЕДНЫМ и частью СПАСЕННЫХ (членом церкви).
• Поэтому благословения Авраама получают ТОЛЬКО все ВЕРУЮЩИЕ и ВЕРНЫЕ.
- Как все племена земные были благословлены в Авраме?
Гал.3.29.
• Только на условии того, что мы СТАЛИ Христовой собственностью (Матф.1.21.).
• Только в этом случае мы можем рассчитывать на обетования Авраама от Бога.
- Каким образом мы можем увидеть в этом обетовании обетование о Мессии?
• Здесь использовано уникальное слово «семя» (некий намек на Быт.3.15.), которое напрямую говорит о Христе.
Быт.15.6.
- Как этот стих раскрывает основу всех обетований завета?
• Аврам ПОВЕРИЛ – это слово в оригинале אמן (аман) имеет следующие значения: 1. быть верным, надежным, быть твердым, непоколебимым; 02. находиться под уходом или надсмотром.
• Другими словами с нашей стороны ожидается быть верными, надежными, твердыми в вопросе послушания Богу во всем без исключения, чтобы Бог это ВМЕНИЛ в праведность.
- Почему это благословение наиболее ценное из всех?
• Никакого РЕЕСТРА правил, законов, предписаний.
• Все начинается с ОТНОШЕНИЙ с Богом.
• Просто в этих отношений от нас ожидается только ВЕРНОСТЬ от понимания того, что Бог присутствует с нами.
• И наша ПРАВЕДНОСТЬ – это не то, что я вырабатываю и повышаю ее качество и ценность, а это то, что Бог мне ВМЕНЯЕТ (т.е. это не то, как я себе это представляю, а это то, что является ВЕРДИКТОМ на небесном суде и дается как наше оправдание со стороны небесного суда).
Среда. Завет с Моисеем
Исх.6.1-8.
Ответьте на следующие вопросы:
- О каком завете говорил Бог? См. Быт.12.1–3.
• О том завете, который в свое время Бог заключил с Авраамом, потом повторял Исааку и Иакову.
- Каким образом исход должен был стать исполнением с Его стороны обетований завета?
• В свое время Бог уже Авраму говорил о будущей ситуации с рабством в Египте (см. Быт.15.13-16.) и обещал, что выведет из Египта потомков Аврама.
- Какую параллель вы можете найти между тем, что Бог обещал здесь народу, и тем, что Он обещал Ною до потопа?
• Бог во все времена контролирует ситуацию. Он берет на Себя защиту, охрану и спасение верных Ему людей.
Этот завет во многом повторил основные элементы завета с Авраамом:
1. Особое отношение Бога к Его народу (ср. Быт.17:7-8 с Исх.19:5-6).
2. Они станут великим народом (ср. Быт.12:2 с Исх.19:6).
3. Необходимость послушания (ср. Быт.17:9-14; Быт.22:16-18 с Исх.19:5).
Исх.6.7.
- Каким образом израильтяне становятся Его народом, а Он — их Богом?
• Сначала идет ПРИНЯТИЕ Богом конкретного народа (т.е. Бог организовал народ из спасенной толпы).
• Далее Господь обещает БЫТЬ их Богом (берет под Свою особую опеку).
• Далее Бог обещает спасенным пережить ЛИЧНЫЕ опыты (узнаете) с Богом в вопросе спасения.
• И, наконец, Бог рисует КОНТРАСТ: рабство – спасение (свобода).
Обратите внимание на глаголы в этом стихе.
И приму вас Себе в народ,
Буду вам Богом,
Вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш,
Изведший вас из-под ига Египетского.
Израильтяне будут чем-то для Бога, а Бог будет чем-то для них. Бог не только желает относиться к ним особым образом; Он также желает, чтобы они относились к Нему особым образом.
- Разве Господь не ищет такого же рода отношений с нами сегодня?
• Риторический вопрос, подразумевается ответ ДА.
- Отражает ли первая часть стиха Исх.6.7 (И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш) ваши отношения с Господом или вы тот, чье имя просто записано в церковном списке?
• Личный вопрос для размышления.
Если ваш ответ на первую часть вопроса «да», укажите причины этого.
• Можно отвечать, а можно и оставить для размышления.
Четверг. Новый завет
Сравните следующие стиха в которых подробно описана часть завета, заключенного с Израилем.
Иер.31.33; Исх.6.7.
- Опять же, какой ключевой элемент содержится здесь?
• Это ПОЛНОСТЬЮ деятельность Бога (план, воплощение, результат).
• В основе завета присутствуют: а) Бог и человек; б) сам завет; в) закон со стороны Бога и послушание со стороны человека.
• Финал: со стороны Бога – буду их Богом, со стороны человека – будут народом Бога.
- Чего ожидает Бог от Своего народа?
Иер.31.34.
• Опыта ЛИЧНОГО ПОЗНАНИЯ Бога в своей жизни, причем это идет постоянный процесс.
Сравните то, о чем там говорится, с Иоан.17.3.
Иоан.17.3.
• Это сопровождается РАДОСТЬЮ (спасения, узнавания Бога, жизнью с Ним).
- Какое дело совершает Господь, благодаря которому будет создана основа для этих отношений?
• Желание ПОЗНАВАТЬ Бога движимо внутренней потребностью души (сердца), и это делает Бог
- Как вы понимаете идею закона, записанного в наших сердцах?
• Как в Ветхом, так и в Новом завете присутствует Закон. В Ветхом завете он работает над совестью человека ИЗВНЕ (он в ковчеге, во святилище, о нем говорят на богослужении и т.д.). В Новом завете этот закон уже ВНУТРИ (в сердце, в совести см. Рим.2.15.). Поэтому отношения в Ветхом завете можно назвать детскими (взял за руку и повел), а в Новом завете уже как в браке между супругами.
- Означает ли это, что закон становится субъективным и личным, чем-то, что следует толковать и применять в соответствии с нашими личными предпочтениями?
• Интересный вопрос. Это все зависит – с какой позиции на это смотреть. Если рассматривать со стороны Закона – то он ОДИНАКОВ ко всем людям и к каждой ситуации, если смотреть со стороны человека – то закон нужно применять во свете понимания или открытого света к конкретному человеку.
- Или это означает нечто другое?
- Если да, то что?
• Когда мы смотрим на закон или в целом на истину Божью открытую в Писании, то мы встречаемся с таким очень важным вопросом, как вопрос ПРОСВЕЩЕНИЯ (т.е. когда истина открывается в более полном объеме см. 2Петр.1.19.).
Заключение. Истинное значение благодати выявляется в понятии завета. Термин завет (евр. бэри́т) подчеркивает свободную инициативу Бога в спасении человека. Следовательно, завет — это Божественное конституционное соглашение, данное людям, с тем чтобы они могли служить только Яхве. Посредством завета благодати Христос предлагает человеку вступить с Собой в особые отношения. Он обещает быть нашим Богом завета и нашим Искупителем и Освободителем. Это предложение Бога остается еще в силе для каждого, кто пожелает вступить с Богом в завет.
Обновлено для 02.04.2021 08:58
https://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/3652-ss222021-.html