Для освобождения требуется освободитель. Божий раб-народ должен был обрести свободу благодаря двум избавителям: Киру, отпустившему пленников из Вавилонского плена, и безымянному Рабу, чья Личность как Мессии ясно раскрывается при дальнейшем изучении Слова Божьего. Этот Раб восстановит справедливость и приведет выживших в плену обратно к Богу.
Урок субботней школы № 9. Послужить и спасти (мой 2 вариант урока) Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис.42.1).
Вступление: «Святой» — одно из основных имен Господа в книге Исаии и оно же определяет одну из ее основных тем. Автор использует слово «Святой» 33 раза. Как показано в уроке 2, понятие «святой» связано с «чистотой, совершенством, скрытой славой Яхве». Святость — сущность Его естества. Имя «Святой» подразумевает нравственное мерило для всего народа. Этот призыв к святости уходит своими корнями в закон Моисея, основанный на том, что Бог Сам провозгласил Свое совершенство: «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев.19.2). Пророк Исаия использует имя «Святой», чтобы связать воедино два других описания Бога — Творец и Искупитель. Понимание Бога как нашего Творца выражена в примечательном параллелизме в Ис.41.20: «Что рука Господня соделала это и Святой Израилев сотворил сие». В этом как миссия Христа, так и Его характер, это же Он желал видеть в Своем народе тогда, так и в каждом верующем сегодня.
Воскресенье. Народ-раб (см. Ис.41)
В Ис.41.8 Бог заявляет: «Израиль, раб Мой» и в Ис.42.1 (ИПБ) говорит: «Слуга Мой».
- Кто же этот второй Раб?
Ис.41.8; Ис.42.1.
• В первом случае (Ис.41.8.) идет речь об Израиле, как о Богом избранном народе.
• Во втором случае (Ис.42.1.) идет речь о Христе, Который выполнял определенную миссию спасения.
Ис.41.8-20.
- Какова роль раба-народа?
• Бог его спас, искупил (14 ст.), чтобы он был на стороне Бога в Великой борьбе (11-13 ст.).
• Бог ожидает, чтобы Его народ совершал особую работу уничтожения всего, что ведет к идолопоклонству (15-16 ст.) (сравни Иез.20.28., но этот обычай евреи переняли от народов).
• Бог ожидает от Своего народа миссионерской работы о характере Бога перед окружающими народами (16 ст.).
Обратите внимание, что в Ис.41.14 Господь называет народ червем.
- Что Он хочет этим сказать?
• Червь – маленький, беззащитный, но совершает большую работу по взрыхлению почвы.
Прочитайте весь текст, чтобы найти более полный ответ.
• И Бог готов помогать ему в этом служении.
- Чему это должно научить нас относительно нашей потребности всецело полагаться на Господа?
• С одной стороны от нас ожидается смирение и понимание того: кто мы и Кем является Бог.
• С другой стороны выполняя поручение Бога мы должны полагаясь на Бога пользоваться Его силой.
Понедельник. Безымянный Раб (см. Ис.42:1–7)
Ис.42.1-7.
- Каковы роль и характер безымянного Божьего Раба, Которого Бог избирает и на Которого изливает Свой Дух?
Выберите наилучший ответ или комбинацию ответов:
1. Он обеспечивает справедливость народам.
2. Он осуществляет Свои цели тихо и мирно, но успешно.
3. Он — Учитель.
4. Он служит заветом между Богом и народом.
5. Он дает свет/надежду, исцеляя слепых и освобождая узников.
6. Все вышеперечисленное.
• Правильный ответ – шестой вариант.
Ис.11.1-16.
- Как роль и характер этого Раба можно сравнить с ролью и характером «отрасли от корня Иессеева», на которой также почивает Дух Господень?
• Это говорится об Иисусе Христе, только о разных периодах Его служения.
• В отрыве Исаии 41 главы говорится о периоде выполнения миссии на земле (первое пришествие Христа).
• В отрывке Исаии 11 главы говорится о периоде 1000 летнего царства (описание суда), приговора после этого суда и описание вечности.
- Как Новый Завет описывает Раба из Ис.42.1-7, Который производит суд по истине?
Матф.12.15-21.
• Евангелист Матфей (и не только он) описали как исполнилось пророчество Исаии в миссии Христа и Его служении на земле.
• Основной мотив в этот период был – СПАСТИ людей, а не судить (см. Иоан.12.47.).
Рассмотрите отрывок, где изображен Христос.
Ис.42.1-4.
Поразмышляйте о жизни Иисуса.
- Как в Его служении исполнилось это пророчество?
• 1 ст. Христос в этой миссии не судил, но открывал для людей истину (Слово), именно он судило и будет судить людей (см. Иоан.12.48.)
• 2 ст. Христос старался большую часть Своей миссии совершать вне города по нескольким причинам: можно собрать больше народа, лучшая слышимость, наглядные примеры (птицы, семя, рыба и т.д.), исполнение пророчества.
• 3 ст. Христос использовал метод тактичности, принятия, сочувствия, чтобы получить результат – спасение каждого, с кем Он общался.
• 4 ст. Миссия с успехом была завершена и не провалена (см. Иоан.17.4.).
- Какие уроки мы можем извлечь для себя относительно нашего служения другим?
В этом ключе можно посмотреть на два важных урока из этого отрывка:
• Никогда не брать в свои руки вопрос суда и вешания ярлыков, все, что мы обязаны со своей стороны делать – так это сделать все для спасения каждого человека (см. Матф.18.1-20.), а вопрос суда и приговора оставить в руки Бога (см. 1Кор.4.5.).
• Всегда проявлять тактичность, принятие, понимание, участие входя в положение человека, но при этом, не оправдывая грех (см. 1Кор.9.19-23.).
Вторник. Персидский «Мессия» (см. Ис.44:26–45:6)
Ис.44.26–45.6
- Какое ошеломляющее пророчество здесь содержится?
• Мессией Бог называет языческого царя.
• Его миссией будет выпустить народ Божий на родину и помочь с восстановлением храма и нации.
• Поэтому Бог открывает перед ним все возможности как прийти к власти, так и совершить эту миссию.
Ис.45.1.
- Почему Бог называет Кира «Своим помазанником»?
• Потому, что он и будет выполнять это план Бога.
• А Бог для этого будет ему во всем помогать.
Подумайте о других точно исполнившихся пророчествах, например, о царствах в Дан.2 (кроме последнего) и Дан. 7 или относительно времени Первого пришествия Христа в Дан.9.24-27.
- Какую надежду дают нам эти пророчества?
• Если сбылись те пророчества, то обязательно исполнятся и те, которые еще только произнесены.
• И сбывшиеся пророчества могут с одной стороны укреплять доверие к Богу, с другой стороны заставляют больше исследовать то, что еще будет по пророчеству.
Среда. Надежда, данная заблаговременно
Хотя нацию действительно постигло ужасное бедствие из-за грехов народа, некоторые не теряли надежды. Они крепко держались за Божьи обетования, такие как в Лев.26.40-45.
Лев.26.40-45.
Поставьте себя на место тех евреев, которые остались живы после поражения Вавилоном.
- Какую надежду можно найти в прочитанных текстах?
• Как только люди осознают свои грехи и обращаются к Богу, то начинается процесс восстановления и спасения (см. Иов.33.14-28.).
• Причем все это происходит, только по милости Бога и для того, чтобы мог прославиться Бог.
• Во всем этом процессе воспитания с людьми Бог апеллирует к Своему завету.
- Какие духовные принципы содержатся в этих словах?
• Принцип причины и следствия, человек вправе выбирать свой путь и последствия.
• Но последствия не предопределены, т.к. человек на любом этапе может остановиться и выбрать другой путь с иными последствиями.
• Еще один принцип, о котором забывают люди очень часто, что от их выбора могут страдать не только они сами, но и земля, природа, животные…
- Что Господь говорит здесь Израилю?
• Бог снова и снова говорит о Своем желании все-таки их спасти, предупреждает о последствиях.
• Он снова говорит о Своем характере, законе, праведности, чтобы показать людям образец, к которому нужно стремиться.
• И это вполне достижимо, т.к. с одной стороны Бог показывает цель и тут же дает силу ее достичь.
- Как те же принципы работают в нашей жизни?
• Принципы 26 главы Левит применимы для любой эпохи и ситуации.
• Смотря на историю как народа Израильского, так и каждого героя Библии мы видим работу этих принципов.
• Поэтому мы в первую очередь должны выявить эти принципы для себя и жить по ним, а нам решать – что мы выберем, то и пожнем.
Четверг. Страдающий Раб (см. Ис.49.1-12)
Ис.49.1-12.
- Кто этот Божий Раб в этих стихах?
Этот отрывок можно применить в нескольких вариантах:
• Речь идет о народе Израильском.
• Может относиться к Исаии, к Иоанну Захарьевичу (Крестителю), к любому миссионеру сегодня.
• Или к Иисусу Христу во время Его миссии на земле.
Ис.49.3.
- Если этот Раб — Мессия, почему Бог называет Его здесь «Израиль»?
• Слово Израиль в Библии применяется не к народу в этническом плане, а к народу, который заключил завет с Богом и остается верным этому завету (именно поэтому особенно в книге Деяния часто идет противопоставление евреи – израильтяне).
• Если смотреть на Христа во время Его миссии на земле, то Он остался верен в Своем завете, поэтому Его тоже можно причислить к Рабу – Израилю.
Ранее мы обнаружили, что в этой части книги встречается упоминание о Божьем рабе «Израиле/Иакове», относящееся к народу. Но здесь имя «Израиль» (без параллельного упоминания имени «Иаков») относится к Рабу как отдельной Личности, Которая обращает Божий народ к Господу (см. Ис.49.5). Этот Раб стал идеальным воплощением, или же представителем народа, чье падение скомпрометировало употребление им имени «Израиль» (Ис.48.1).
Ис.49.4,7.
- Какой новый элемент появляется в пророчестве о Рабе?
• Поднят очень высоко вопрос характера в Его миссии: Святой, Искупитель.
• Показано то, как Он отдавал вопрос справедливости, награды в руки Бога.
Поразмышляйте над служением Христа.
- Разве у Него не было причин для разочарования в Своем служении?
• Да, с одной стороны было полное непонимание миссии Христа со стороны всех без исключения, с другой стороны даже почти все ученики подводили, предавали Христа.
• За Ним всегда шла толпа людей, у которых не было твердых принципов: в одном случае – они готовы воцарить Его (см. Иоан.6.15.), а в другом готовы убить Его (см. Лук.4.29. Лук.23.21.).
И все же Он остался верным, несмотря на внешние обстоятельства.
- Какой урок мы можем почерпнуть для себя, чтобы поступать так же в любых ситуациях?
• Если мы четко понимаем волю Бога и выполняем ее мы можем жить по такому же принципу «мое право у Господа, и награда моя у Бога Моего.» Ис.49.4. чтобы ни случалось в нашей жизни.
Заключение. Наш Бог представлен в Библии по-разному. Он — великий Элохим, Владыка Вселенной, трансцендентный, далекий от нас Бог. Вместе с тем Господь — личностный Бог, поэтому библейские авторы используют имя Яхве. Яхве — это Бог завета, Бог, Который лично беседует с людьми. Кем Он является для вас лично? Каковы ваши отношения с Ним? Он пришел послужить и спасти, Он продолжает служить и спасать, а что отвечаем Ему мы?
Рекомендация: после урока СШ можно спеть на выбор: Псалмы Сиона 245, 251, 269 Гимны надежды 263-265.
PS. Мой канал на Youtube, где есть много караоке на самые разные темы смотри здесь.
Обновлено для 20.02.2021 18:04
https://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/3624-ss912021.html