Глава 11 начинается с персидских царей и сообщает об их участи и конце времени. Далее, описывает последовательность битв между царями севера и юга, а также их влияние на Божий народ. Заканчивается она тем, что северный царь окончит свою жизнь у «горы преславного святилища» (Дан. 11:45). Такое завершение знаменует собой конец зла и установление вечного Божьего Царства.
Урок субботней школы № 12. С севера и юга — в прекрасную землю Автор: Павел Луговой .
Памятный стих: «Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока» (Дан.11.35).
Вступление. 11-я глава книги Даниила, несомненно, — самая трудная глава в книге. Однако общие очертания пророчества отчетливы и понятны. Божий народ будет преследуем и подвергнется нападениям, но в конце концов Бог победит.
В этом исследовании мы уделим внимание «великой борьбе» (10.1; ИПБ) хотя не будем останавливаться на деталях. Мы посмотрим (бегло) на то, как проходила, проходит и будет проходить эта Великая борьба в истории нашей земли. Но, что самое важное в этом уроке, так это то, что касается нас лично, две темы: описание победителей и вопрос времени.
I. Великая борьба.
1. Север.
- О каком севере идет речь в этой главе Даниила?Дан.11.1-4.
• К этому пророчеству о северном царе можно отнести те силы, которые имели определенное влияние на историю Палестины и особенно на народ Божий в разное время: ассирийцы, вавилоняне, селевкиды, языческий и папский Рим, т.е. всех тех, кто находился на север от Израиля.
2. Юг.
- А что пророчество говорит нам о юге и кого оно подразумевает?Дан.11.5-14.
• Опять же смотря на карту и историю, мы под этой силой в разные периоды истории можем видеть: египтян, птоломеев, затем атеизм и секуляризм.
3. Вождь завета.
- Что эта глава нам говорит о «Вожде завета»?
Дан.11.16-28.
• Обе силы (север и юг) объединяются в борьбе против «Вождя завета», т.е. против Бога и Его народа. Причем это происходило на протяжении истории и принимало разные формы.
II. Ход борьбы.
Давайте сделаем беглый экскурс в то, как происходила, происходит и будет происходить Великая борьба в истории нашей земли.
1. После потопа.
- С чего началось противостояние человечества против Бога после потопа? Быт.1.28.
• У Бога был план населить сотворенную планету людьми, чтобы они заботились о ней.
- Что решили сделать люди в ответ на этот Божий план?
(синодальный перевод не отображает полной картины происходящего)
Быт.11.4. (перевод IBS (2010) Потом они сказали: – Давайте построим себе город с башней до небес, чтобы прославить свое имя и не рассеяться по всей земле.
• Они решили не расселяться по земле (прямое нарушение Божьей воли).
• Они решили сделать башню до неба (спасение своими силами, если придет потоп).
• Они решили сделать себе имя (центр поклонения, а Бог остается в стороне).
2. Время Даниила.
- Как развивается Великая борьба во дни Даниила?
• 1 глава говорит о том, что народ Божий поддался искушениям сатаны, и, падая все ниже, заслужил то, чтобы пожать последствия нарушения принципов Левит 26 главы.
• 2 глава говорит о том, что на разум, особенно руководителей государства, влияют две силы: дьявольские (оккультизм в лице астрологов, спиритистов и т.д.) и Божественная (в лице верующих).
• 3 глава говорит о том, как царь под влиянием дьявола пытался в своей гордости переделать историю мира, но снова был публичный провал этой идеи из-за верных и твердых в своих убеждениях мужей Божьих.
• 4 глава – вновь встреча «мудрецов» от сатаны и Божьего человека и фиаско этих «мудрецов».
• 5 глава повествует о том, что царь в пьяном угаре забыл с Кем имеет дело и поднял руку на святыню, и Бог снова продемонстрировал Себя.
• 6 глава говорит о том, как многие сотрудники Даниила решили уничтожить его из-за его убеждений и снова полная победа Бога в этой борьбе.
• И каждая глава в дальнейшем, если будем рассматривать под таким углом, показывает победу Бога.
3. Последнее время.
- Что можем сказать о будущем развитии событий на фронте Великой борьбы согласно книге Даниила?
Дан.11.32-35.
• Дьявол пытается привлечь на свою сторону как можно больше адептов (последователей).
• В ответ на это действие сатаны верные Богу и чтущие Его совершают Божью работу в этом мире. Они «вразумят многих», «хотя и будут страдать».
• Дьявол со своей стороны разрешит многим присоединиться к верным, «но притворно», чтобы попытаться разложить церковь изнутри.
• Но Бог будет очищать Свой остаток и готовить к вечности.
III. Победители.
1. Страдания.
- Что говорит нам памятный стих о «страданиях» народа Божьего, в чем они заключаются?
Дан.11.35.
• В оригинале поднимается идея о гонениях людей верных Богу.
- Из-за чего верующий может попадать под гонения? (обсудить в классе СШ)
«Ап. Павел говорит: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2Тим.3.12). Почему же тогда стихли гонения и преследования? Единственная причина: церковь настолько приспособилась к мирским нормам, что не вызывает больше никакого сопротивления. Религия наших дней утратила чистоту и святость, отличавшие христианскую веру во дни Христа и Его апостолов. В настоящее время христианская вера столь несомненно распространилась в мире по той лишь причине, что величайшими истинами Слова Божьего пренебрегают, что в церкви там мало жизненного, практического благочестия, что там господствует дух компромисса и единства с грехом. Если бы в христианской церкви возродилась вера и сила ранних христиан, вновь ожил бы дух гонений, и вновь зажглось бы пламя преследования» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 48).
• Когда верующий начинает жить христианкой жизнью без приспособленчества и компромиссов.
• Когда идет рост практического благочестия христианина.
• Когда начинается распространение истины (миссионерская работа).
- О чем необходимо переживать в этом вопросе каждому христианину?
«Бог знает, с какой верностью и духом посвящения каждый из нас выполняет свой долг. В этой великой работе нет места для ленивых самоугодников, для неспособных добиваться успеха; нет места для людей с раздвоенным сердцем, лишенных ревностного духа и не желающих ради Христа переносить трудности, преодолевать сопротивление, терпеть гонения и даже отдать свою жизнь. В христианском служении нет места для бездельников». (Э. Уайт. Свидетельства для церкви. Том 5. 582.)
• Наступает время оставлять номинальность христианства.
• Нужно разрешить Богу через разные ситуации готовить нас к вечности.
• Пора оставлять половинчатость в христианстве.
2. Испытания.
- О каких испытаниях говорит нам наш памятный стих? (обсудить в классе СШ)
Дан.11.35.
Лучше эту идею нам передает пророк Малахия:
Мал.3.2-3.
• Идет сравнение с работой ювелира при переплавке драгоценного метала.
- Зачем это делает Бог?
• Первая причина – Он видит в некоторых людях нечто драгоценное.
• Вторая причина – поэтому Он еще больше желает их очистить.
• Третья причина – Бог это делает только с теми, кто становится на Его сторону и желает этого (см. Исх.32.26.).
- О чем говорит сама идея, что Бог допускает нам испытания, готовя к вечности?
«О, как мы должны быть внимательны к себе! Нам даны все необходимые предостережения. Способны ли мы увидеть исполнение предсказаний, данных Христом и записанных в 21 гл. книги Луки? Как многие обманывают свою душу и лишают себя благословений, которые могли бы получать и другие, если бы они верили и были послушными. Время испытания еще продолжается, и мы имеем еще преимущество ухватиться за надежду, данную нам в Евангелии. Раскаемся, обратимся и оставим наши грехи, чтобы они были изглажены из нашей жизни». (Э. Уайт. Свидетельства для церкви. том 9. 268)
• Время разрешить Богу приготовить нас к вечности еще есть.
• Насколько мы должны быть податливы к этому процессу.
• Но многое зависит от нас и от желания ускорить этот процесс.
3. Очищение.
- Что это за очищение, о котором пишет Даниил в этом стихе? (обсудить в классе СШ)
Дан.11.35.
• Оригинал этого слова подразумевает процесс просеивания.
И Бог говорит о причине, почему Он совершит этот процесс.
Иез.5.1-8.
• Бог поставил верующих в этом мире быть примером, светом, солью.
• Основная причина, почему Бог сделает эту работу в Своем народе: это ассимиляция с грехом верующих.
• Верующий начинает открыто грешить (иногда поступать хуже окружающих народов).
• Из-за этого истина и Бог в поношении.
• Поэтому Бог вынужден совершить это в среде Своего народа.
- Как остаться в числе зерна и не вылететь вместе с половой по ветру?
«Великое просеивание уже началось и будет продолжаться и все те, которые не желают занять твердую и решительную позицию в отношении истины…, вскоре будут просеяны… Я молила Бога пощадить Его народ, особенно тех, которые ослабели и были близки к погибели. После этого я увидела быстрое приближение судов Божьих и просила ангела, чтобы он силой своего могущественного Слова пробудил беспечных людей. Но он сказал: «Все громы и молнии Синая не пробудят тех, кого не трогают простые, ясные истины Слова Божьего. Таковых не пробудит и весть ангелов». (Э. Уайт. Ранние произведения. 51-52.)
• Необходимо занять твердую позицию в отношении истины.
• Нужно оставить беспечность, и просить Бога о том, чтобы Он укрепил нас в вере.
• Если это не произойдет сейчас, то уже ничто не поможет вообще.
- Какая самая главная причина того, что многие верующие все-таки будут просеяны?
«Народ Божий приближается ко времени скорби, но не следует постоянно об этом твердить, чтобы люди только о конце и думали. В народе Божьем должно произойти просеивание, но не эту истину мы обязаны нести церквам в настоящее время. Просеивание будет следствием отвержения истины». (Э. Уайт. Избранные вести т.1.)
• Это личное и сознательное отвержение истины хоть в каком-то вопросе.
4. Убеление.
- А что это за процесс «убеления», который Бог совершит в Своем народе? (обсудить в классе СШ)
Дан.11.35.
Оригинал этого слова имеет следующее значение: 1. становиться белым, убелять; 2. Белить, очищать.
- Что это слово говорит нам об ожиданиях Бога в отношении верующего человека?
«Давно пора посвятить несколько оставшихся драгоценных часов нашего испытания на то, чтобы омыть одежды своего характера и убелить их в крови Агнца, чтобы мы могли оказаться среди одетых в белые одежды, стоящих у великого белого престола». (Э. Уайт. Ревью энд Геральд, 2 августа 1881г.).
• Речь идет о характере, который отражает Бога в нашей жизни.
• И Бог говорит о том, что мы упустили уже много времени, поэтому нужно торопиться разрешить Богу сделать это в нашей жизни.
Бог желает, чтобы Его дети в своей жизни показали преимущество христианства над мирской жизнью. Мы должны жить так, чтобы Бог мог использовать нас в деле обращения человеков, чтобы мы помогли им омыть одежды своего характера и убелить их Кровью Агнца. Мы — в Его мастерской "созданы во Христе Иисусе на добрые дела" (Ефес.2.10). Через нас Бог желает открыть Свою безграничную премудрость. Поэтому Он просит, чтобы свет наш сиял в добрых делах (Рукопись 73а, 1900 г.).
• Бог ожидает от нас осознания преимущества переживать этот опыт в своей жизни.
• Бог ожидает от верующего, чтобы он поставил перед собой эту цель и стремился к ней.
• Этого ожидают и люди окружающие нас.
«Поставьте перед собой цель прославлять Бога и уподобляться Ему в нравственном отношении. Просите Духа Божьего формировать ваш характер. Теперь вам представилась золотая возможность омыть одежды своего характера и убелить их кровью Агнца. Я считаю это поворотным этапом в судьбе каждого из вас. Что вы изберете, спрашивает Христос: Меня или мир? Бог призывает всецело подчинить Ему ваши сердца и привязанности… Религия предъявляет к человеку большие требования, чтобы он жил согласно великим принципам. Как таинственная магнитная стрелка всегда указывает на север, так и религия всегда указывает на славу Божью. Ты связан обетом, который дал при крещении: чтить Творца своего, решительно отвергнуть себя, распять свои страсти и похоти и даже свои помыслы подчинять воле Христа». (Э. Уайт Свидетельства для церкви. том 3. 45.)
• Какое будет наше решение?
• Насколько мы захотим подчиниться Богу в этом процессе?
• Будем ли мы соответствовать тем высоким требованиям, которые ставит Бог, и ожидают люди?
• Когда проявим решительность в желании пережить этот опыт?
На все эти вопросы мы должны ответить лично.
И от ответа на эти вопросы будет зависеть наша вечная участь.
IV. Время.
1. Последнее время.
- Что значит выражение «последнее время» в этом стихе? (обсудить в классе СШ)
Дан.11.35.
• Это может означать окончание времени по всем высказанным пророчествам Библии и Божьим часам.
• Это может означать и время окончания земного существования каждого человека (старость и смерть).
- А что для верующего более опасно? (обсудить в классе СШ)
• За наблюдением исполнения пророчеств не заметить свой подход к финишу жизни (а он всегда неожидан).
2. Срок.
- А о каком «сроке» пророк поднимает речь после упоминания «последнего времени»? (обсудить в классе СШ)
Дан.11.35.
• Если мы внимательно рассматриваем эту тему в свете Библии, то здесь речь идет уже об окончании благодатного времени, о таком моменте, когда Бог произносит окончательный приговор и ставит точку для Своего долготерпения в истории Великой борьбы.
- Как это будет выглядеть?
Откр.22.11.
• Уже что-то изменить в своей судьбе никто из людей не сможет (как праведник, так и грешник).
- Что в этой теме самое опасное для верующего человека?
• Многие верующие люди не понимают того, что будет два «закрытия двери благодати» или если смотреть на этот текст, то и «срока».
• Причем для верующих это произойдет раньше, чем для остального человечества.
Заключение. За многими битвами между силами севера и юга стоит великая борьба. Это великое противостояние между Богом и сатаной, которое также имеет политические и социальные последствия на земле. Эта борьба не связана с захватом территорий или материальными приобретениями. Это битва вселенского масштаба за сердца и сознание людей. В этой битве нейтралитет невозможен, мы должны выбрать одну из сторон. Поэтому стоит обратить свое внимание на свою позицию в этой битве, на чьей мы стороне на самом деле и в чем это видно. И очень важно посмотреть на время, не только в пророчестве, но и в своей жизни, как мы готовимся как к финишу Великой борьбы, так и своей жизни в этом теле.
Обновлено для 10.03.2020 15:45 http://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/3400-ss1212020.html