Навуходоносору потребовалось много времени, чтобы понять важность смирения. Только после того, как Бог забрал у него царство и отправил жить с полевыми зверями, царь осознал свое истинное положение.
Урок субботней школы № 5. От гордости — к смирению. Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды» (Дан.4.33,31).
Вступление. У царя Навуходоносора уже было по крайней мере три возможности понять, что все его достижения — заслуга Бога евреев. Но поскольку он их не усвоил, Бог преподал ему последний урок, чтобы помочь понять разницу между гордостью и смирением и показать, каков Он.
В 4-й главе книги Даниил записывает личное свидетельство Навуходоносора. По мере того как разворачивается повествование, царь признает, что причиной, временно лишившей его власти, стала гордость, и рассказывает о том, как действовал Бог, чтобы привести его к смирению. На пике своих достижений (спустя тридцать лет после событий, описанных в Дан.3) царь увидел во сне гигантское дерево, которое было прибежищем и источником пропитания для всех живых существ на земле. Затем по решению «Бодрствующего и Святого» дерево срубают. Но царь не захотел отказаться от своего высокомерия и поступать милосердно. Навуходоносору пришлось в течение семи лет жить среди полевых зверей. Таким образом, тот, кто считал себя богом, стал ниже человека.
1. Проблема, с которой столкнулся царь.
- С какой проблемой столкнулся царь Навуходоносор?
Дан.4.1-3,7-13.
• Царю приснился снова сон (как и во второй главе).
• Сон встревожил царя (как и раньше).
• Снова царь обращается к своим мудрецам (хотя знал их неспособность).
• Но сон в этот раз царь не забыл (как во второй главе).
• Сам сон (дерево, которое до определенного момента было прекрасно, а потом было срублено).
2. Как эту проблему лечил царь.
- Что мы можем сказать о проблеме царя (гордости) и как она была у него вылечена?
Дан.4.25-34.
• Царь был предупрежден о том, с чем он может столкнуться.
• Но он не внял предупреждениям.
• И то, что было во сне, для царя стало явью (заболел «ликантропией» или эту болезнь еще называют «ликоманией»).
• Он потерял разум, положение.
• Прошло семь лет в состоянии болезни.
• Это было до тех пор, пока до царя «дошло» КАК можно вылечиться (31 ст.).
• Он воспользовался этим шансом и стал здоров.
• Он немедленно воздает славу Богу и признает силу Бога «смирять гордых» людей, таких, как он сам.
3. Бог и Даниил в этой истории.
Читая эту историю, стоит обратить внимание на Бога и Даниила в этой истории.
- Каким мы в этой истории встречаем Бога?
Дан.4.10-14.
• Сразу бросается в глаза идея, что Бог – это НЕ ОДНА ЛИЧНОСТЬ (см. 14 ст.).
Т.е. был некий Божественный совет, на котором решался вопрос о гордости Навуходоносора. Этот вопрос был решен на совете. И Одна Божественная Личность с этого совета сошла, чтобы вынести приговор (см. 10 ст.).
• Бог в этой истории не НАКАЗУЮЩИЙ, за какое-то (даже сверх тяжкое) поведение или проступок.
Он сначала несколько раз предупреждает (во 2 главе – первый раз, в 3 главе – второй раз, а теперь еще одно предупреждение во сне).
• Бог, даже наказывая человека, все равно ДАЕТ ШАНС что-то изменить в своей жизни.
Будет семь лет и еще одна возможность исправления.
• Все это делается ДЛЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА всем людям.
Чтобы все знали о действиях Бога.
- Что мы в этой истории можем сказать о Данииле?
Дан.4.4-6,15-16,20-24.
• Даниил, никогда не выпячивает свою мудрость и дары.
Т.е. мы видим его смирение. И не потому, что он желает посмеяться над беспомощностью мудрецов царя.
• Он входит тогда, когда в нем появляется нужда.
Когда Навуходоносор «попробовал» все свои методы, которые у него были.
• Мы видим: ПОЧЕМУ это происходит.
Даже царь понимает, что у него «Дух Святого Бога» – дважды это подчеркнуто.
• Даниил около часа ничего не говорит царю.
Он не боялся говорить значение сна, он искал выход для царя.
• Дает развернутое объяснение сна.
• И немедленную рекомендацию того, как этого можно избежать.
- Как мы можем увидеть это на примере жителей Ниневии?
Ион.3.4,10.
• Хотя приговор уже вынесен, но можно его если не изменить, то хотя бы отсрочить.
Первым был послан объявить разрушение Ниневии пророк Иона в 862 году до P. X., наверно, во время господства Асурнасирпала (884-860). Приблизительно через 150 лет пророк Наум и Исаия в 713 году до Р. X. пророчествовали против Ниневии во время царствования Саргона (722-705). Софония в 630 году, когда царствовал Ассурбанипал (668- 626); пророки видят в пророческом видении город, превращенный в пустыню, за 24 года до исполнения. Прошло не меньше 257 лет до исполнения вместо 40 дней по пророчеству Ионы.
4. Как нам воспитать смирение.
- Что Библия говорит нам о отношении Бога к смирению и гордости?
Прит.3.34.
Стоит посмотреть на перевод этого текста с оригинала:
Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным дает милость. (Танах)
• Смиренные люди могут рассчитывать на Божью благодать и милость.
• А над теми, кто смеется, Бог тоже будет смеяться, но Он это будет делать ПОСЛЕДНИМ.
- Каковы необычные последствия смирения по Библии?
Прит.15.33.
• Смиренный человек не тот, о кого будут всегда вытирать ноги.
• Смиренный человек обязательно будет возвеличен Богом еще на этой земле.
Именно поэтому и существует такая последовательность:
Прит.18.13.
• Гордость – падение.
• Смирение – слава.
- В чем может быть проявлено смирение у христианина?
Филип.2.1-11.
• Во взаимоотношениях (общительность, сострадание, одни мысли, почтение друг ко другу, забота о других).
• Когда для человека пример – Христос, а не этика, мораль, нравоучения или призывы к этому.
• Когда для смиренного в такой жизни есть цель – прославить и возвеличить Христа.
- К чему зовет нас Писание в этом вопросе?
Рим.12.16.
• Учитесь проявлять это качество, наблюдая именно за такими людьми.
• Демонстрируйте смирение для тех, кто наблюдает и за вами.
- На что мы можем рассчитывать при выборе такого образа жизни?
Иак.4.6.
• На еще большую милость и благодать со стороны Бога, на силу демонстрировать это в своей жизни.
- Как это делать практически?
1Петр.5.5.
• Бог дает каждому желающему эту «одежду» в его гардероб.
• Нам нужно просто ее одеть.
• И ходить в ней подчиняясь, повинуясь друг другу.
Заключение. Навуходоносор усвоил урок, предназначенный для него Богом. После семи лет, проведенных среди зверей, царь радикально изменил свое отношение к жизни: «Я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу» (Дан.4.31). Этот взгляд вверх указывает на изменение в мышлении Навуходоносора. Раньше царь гордо смотрел сверху вниз. И когда он посмотрел вверх, откуда приходят вся сила и мудрость, произошли три важные вещи: (1) он был исцелен от своего психического заболевания («возвратился ко мне разум мой»); (2) он признал Бога повелителем Вселенной; и (3) он вновь взошел на царский престол (см. Дан.4.33-34). Навуходоносор лучше всех познал истину, что Бог смиряет «ходящих гордо».
В каждом из нас живет Навуходоносор. Преодолеть гордость и обрести смирение — это идеал, которого мы не можем достичь собственными силами. Смирение — труднодостижимая цель. Если мы подумали, что достигли смирения, значит, мы его уже потеряли. Только Иисус может дать нам силу преодолеть наше высокомерие и жить скромной жизнью. Он может изменить каждый «соблазн возгордиться на возможность для благодарности».
Обновлено для 24.01.2020 19:25
http://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/3377-ss512020.html