Удивительно и то, что даже среди возвращенных изгнанников при восстановлении Иерусалима поднимается не только вопрос нищеты и бедности, но даже угнетения бедных богатыми. Это проблема существовала до изгнания, и теперь, по возвращении евреев на родину она снова поднимает свою уродливую голову.
Урок субботней школы № 5. Нарушение духа закона Автор: Павел Луговой
Памятный текст: «Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра, и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их» (Неем.5.11).
Вступление. В разгар напряженной работы для Господа стало проявляться серьезное недовольство против глав Божьего народа. Бедняки были притесняемы, они испытывали голод, их дети попали в рабство, а поля и виноградники у них забрали.
Неемия обдумывает и тщательно взвешивает, как справиться с угнетением и несправедливостью среди евреев. Поэтому еще один важный урок, который мы можем извлечь из повествования Неемии, заключается в том, что мы не должны в гневе реагировать на несправедливость. Скорее, нам нужно потратить время на то, чтобы обдумать, какие действия лучше всего предпринять.
Выказывать сильные эмоции против несправедливости ВАЖНО и НУЖНО; однако это не оправдывает гнева по любому поводу. Когда люди видят несправедливость и отворачиваются от нее, словно это не их проблема, они демонстрируют свою холодность и потерю чувствительности по отношению к греху. Очень опасно быть эмоционально холодным и не реагировать на несправедливость. Наш Бог — Бог справедливости; Он всегда на стороне угнетенных.
I. Жалоба народа.
1. Нечего есть.
- Почему народ был вынужден роптать и обратиться с жалобой к Неемии?
Неем.5.1-3.
• Большой голод в народе.
• Это приводило к тому, что люди искали выход в том, чтобы заложить свои земли более богатым людям, чтобы выжить.
2. Процветает рабство.
- Что еще в связи с этим происходило?
Неем.5.4-5.
• Проблема не решалась обычным залогом и люди начали продавать своих детей в рабство.
• И просвета не было видно в этой долговой яме.
3. Причина этого.
- Почему это происходило в среде иудеев?
• Неем.5.4. говорит о том, что все это произошло от непомерного налога, которым была обложена Иудея. Персидское правительство ежегодно требовало налог в размере 350 талантов серебра от иудейской провинции (“The Andrews Study Bible”, p. 598). Было две разновидности таланта (тяжелый и легкий). Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. (Википедия). Получается, что евреи должны были ежегодно отдавать в виде налога в Персию от 23,5 до 11,7 тонн серебра.
- Откуда брать такие средства?
• Эту сумму распределили подушно на всех жителей страны, не взирая на положение, состояние, возраст и пол.
• Поэтому бедные вынуждены отдавать детей в рабство, брать в залог эти деньги у более зажиточных.
II. Дух закона.
1. Вопрос ростовщичества.
- Как Бог рассматривал этот вопрос в Своем законе?
Лев.25.35-37.
• Рассматривая разные ситуации в жизни, которые могут случиться, Бог показал, какой дух закона евреи должны проявлять к своим братьям.
• Идея одна – евреи не должны были наживаться на своих братьях.
2. Отношение к своим.
- Как евреи должны были строить отношения со своими братьями в случае их рабства?
Лев.25.39-43.
• Еврей для еврея никогда не должен быть рабом, а как наемник.
• Ни в коем случае не проявлять к нему жестокость.
• И этот человек имеет шанс стать не только свободным, но и вернуться в свой дом, землю и с выходным пособием.
Лев.25.17.
• Дух закона в этом вопросе – никакой обиды своим братьям.
3. Прощение.
- Как должно проявляться прощение не по закону, а по духу?
Втор.15.2-3.
• Прощение всегда означало ПРОЩЕНИЕ и никаких задних мыслей (может что-то еще поиметь, нажиться).
• Оно должно совершаться «ради Господа» и как для Него.
III. Решение проблемы.
1. Пример Неемии.
- Какой пример показывал Неемия в этом вопросе для всех евреев?
Неем.5.6-8.
• Неемия начал эту проблему обсуждать при всех (обидчиках и обиженных).
• Он рассердился (вопрос не в проявлении гнева, а в нарушении духа закона).
• Он говорил о том, что он выкупал евреев у других народов (по закону), а они наживались здесь, среди своих, пользуясь ситуацией.
Неем.5.14-18.
• Он приводил пример своей жизни в этой ситуации (кормил специалистов за свой счет, не получал положенной ему зарплаты).
• Все что мог, он употреблял на стройку.
• Он жил «по страху Божию» сам и к этому призывал остальных.
2. Воздействие на совесть.
- Как Неемия пытался усовестить тех, кто поступал неправильно?
Неем.5.9-10.
• Он не пытался применить свои права и возможности (судить и наказать), а у него они были и не малые.
• Снова и снова напоминает им о «страхе Божьем», вдруг и у них он появится и начнут поступать по милости и совести.
3. Принятие решения
- К какому решению приводит всех Неемия в этом вопросе?
Неем.5.11-13.
• Все взятое – вернуть обиженным евреям в сложившейся ситуации.
• Они согласились это сделать.
• Неемия зовет священников, чтобы это делалось как перед Богом.
• Они в присутствии священников дали клятву.
• А Неемия, как исполнительная власть, показал, что он будет делать с нарушившими клятву.
• Это все было публично, и народ прославил Бога.
• Клятва была выполнена.
IV. Уроки для нас.
1. Понимание закона.
- Как мы сегодня должны относиться к закону (любому) в Слове Божьем?
2Кор.3.6.
• Обращать внимание в первую очередь не на букву закона, а на его дух.
• Являясь «служителями Нового Завета» БЫТЬ таковыми на самом деле.
• Чтобы своим послушанием закону мы не «убивали», а «животворили».
2. Жить по его духу.
- Как мы должны «жить по духу» сегодня?
Гал.5.13-25.
• «Любили ближнего своего, как самого себя».
• Всегда «поступали по духу».
• Ежедневно «водились духом» закона.
• Демонстрировали в своей жизни «плод духа».
• Разрешали Христу каждый день «распинать свою плоть со страстями и похотями».
3. Реагировать на проблемы.
Гумилев (российский историк, географ, мыслитель и поэт Лев Николаевич Гумилев, доктор исторических наук и доктор географических наук) разделил людей на три класса:
• Пассионарии – это активные люди, для которых естественно производить не только работу необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды (расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов).
• В отличие от гармоничных людей - для которых нормально делать только работу необходимую для выживания.
• Еще есть субпассионарии — которые не делают даже то, что необходимо для личного и/или видового выживания.
- В жизни может случиться всякое, как мы должны на это реагировать, к какому классу мы должны относиться?
Ис.1.16-17.
• Мы должны как христиане быть «пассионариями» (по Гумелеву), которые не могут пройти мимо проблемы, нужды, ситуации, для которых это вызов сделать все, что можно и невозможно, но решить это в пользу обиженных.
• Это приходит постепенно и мы этому должны учиться, т.е. переходить из состояния «субпассионария» в «гармоничных людей», а из состояния «гармоничных людей» переходить в «пассионирия» в своем христианстве.
Заключение. Пятая глава заканчивается отрывком, который поясняет, что Неемия был правителем Иудеи. Хотя он имел полное право взимать налоги с народа, которым управлял, он жил по совести и не возлагал большего бремени на крайне отягощенное население, которое должно было отправлять налоги персам. Вместо этого Неемия использовал свои собственные деньги (вознаграждение/заработную плату из Персии), чтобы обеспечить членов своего семейства и всех, кто нуждался в куске хлеба. Он щедро предлагал другим то, что имел. Он делал свою работу не для того, чтобы стать богаче, а для того, чтобы СЛУЖИТЬ.
Подобно тому, как Неемия заботился о людях, мы демонстрируем заботу, делясь друг с другом своими переживаниями, как братья и сестры. Мы все переживаем трудные времена, и рассказы других о том, что они пережили и как, будучи последователями Иисуса, справлялись с определенными ситуациями, очень ободряют.
Смотря на Неемию и те проблемы, с чем он столкнулся в свое время, у нас есть ЧЕМУ УЧИТЬСЯ и КАК ПОСТУПАТЬ в похожих ситуациях. Давайте не просто помнить эту историю, а учиться жить как Неемия в свое время.
Обновлено для 28.10.2019 19:46
http://vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/3334-ss542019.html