Неемия обращается к Богу. Он не жалуется, что у жителей Иудеи нет веры или мужества, и он не согласен просто мириться со сложившейся ситуацией. Неемия начинает молиться и поститься, а потом действовать.
Урок субботней школы № 2. Неемия. Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился пред Богом небесным. И говорил: Господи, Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!» (Неем.1.4-5).
Вступление. В этом уроке мы немного ближе познакомимся с удивительным героем Библии Неемией. Больше всего этого человека может характеризовать одно слово из 2 главы 12 стиха. Неемия говорит: «Я… никому не сказал, что Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима» (Неем.2.12).
Слово «положить» — נתן (натанн) — означает «давать», «ставить» или «класть». Неемия указывает на то, что восстановление укреплений — не его замысел, а Божий. Бог возложил это бремя на его сердце; Бог дал ему стимул и желание завершить эти работы. Неемии было ясно, что это дело поручено ему Богом. И он с честью проносит через всю свою жизнь «положенное» ему Богом бремя и выполняет свой долг.
I. Общее знакомство.
- Что мы можем сказать о Неемии в целом? (дать возможность высказаться в классе СШ)
Неемия (נְחֶמְיָה; «утешение Бога) — еврейский наместник Иудеи под властью Персии при царе Артаксерксе I (V век до н. э.). Соратник Ездры в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из вавилонского плена. Много трудился над восстановлением Иерусалима и Храма. Ему приписывается авторство библейской «Книги Неемии», в Танахе эта книга считается единой с Книгой Ездры (и так и называется «Эзра-Неемия», таким образом он считается автором той и другой книги, эта же книга служит источником всех сведений о нём).
Сын Хахальи, Неемия был знатным вельможей (виночерпием) при дворе персидского царя Артаксеркса I в Сузах. По собственной просьбе был назначен наместником провинции Иехуд (Иудея) и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим. При нём Иудея, оставаясь под властью Ахеменидов, получила автономию. В отличие от Ездры, полномочия которого были ограничены религиозными вопросами, Неемия имел статус правителя Иудеи. Персидский царь предоставил ему армию, с помощью которой у Неемии была возможность следить за исполнением законов.
Неемия, пишет воспоминания от первого лица, но включает в них и государственные документы, к которым он имел доступ. Елефантинские папирусы подтверждают историческую подлинность этой книги: в них упоминается первосвященник Ионафан (см. Неем.12.22-23) и сыновья заклятого врага Неемии, Санаваллата.
Все это подтверждает традиционное мнение о том, что автор книги – Неемия, сын Ахалии и брат Ханани (1.1-2). Мы мало что знаем о происхождении Неемии, но, вероятно, он родился в Персии.
Неемия описывал события вскоре после того, как они произошли, то есть около 430 г. до Р. Х. Это происходило во время правления Артаксеркса I (464-424 гг. до Р. Х.).
Неемия был третьим из великих вождей возвращения иудеев. Зоровавель привел первую группу изгнанников обратно в Иерусалим в 538-537 гг. до Р. Х. и руководил восстановлением храма. Почти восемьдесят лет спустя, книжник Ездра привел в священный город вторую группу иудеев и провел реформы в соответствии с Божьим Словом. Но со временем дела в Иерусалиме пришли в упадок.
Через тринадцать лет после экспедиции Ездры Бог внушил Неемии беспокойство по поводу ситуации в Иерусалиме. Получив разрешение разобраться в этой ситуации, он стал вождем, в котором отчаянно нуждались израильтяне.
II. Муж молитвы.
1. Плохие новости.
- Какие новости получил Неемия?
Неем.1.1-11.
• Что Иерусалим стоит в запустении, стены разрушены и т.д.
- Как на это реагирует Неемия?
• Молится, признает перед Богом вину за те, что произошло, ищет выход из ситуации.
- Что он просит от Бога?
• Чтобы Бог использовал его положение, возможности, влияние и его самого для решения этой проблемы.
2. Вопросы и ответы.
- Как Неемия общался с людьми на любом уровне?
Неем.2.1-6.
• В этом отрывке самый важный стих – 4 и 6.
• Перед КАЖДЫМ ответом Неемия молится.
- О чем Неемия просил в этой короткой молитве у Бога?
• О мудрости ЧТО сказать, КАК сказать и о ЧЕМ попросить или КАК ответить.
3. Путешествие домой.
В ответ на молитвы Неемии Бог располагает царя и царицу удовлетворить просьбу Неемии.
- Как Неемия добирается домой?
Неем.2.7-10.
• Получает от царя пропуск.
• Получает от царя накладную на строительные материалы.
• Получает от царя военизированную охрану.
• Получает от Бога статус заботящегося о благе народа Божьего.
• И все это использует для поставленной цели.
4. Подготовка к труду.
- Как Неемия готовится выполнить поставленную задачу (восстановить стены Иерусалима)?
Неем.2.11-18.
• Лично (ночью) осматривает весь фронт работы и ситуацию в целом.
• Обговаривает все это с Богом (имеем право так предполагать).
• Собирает тех, кто может помочь осуществить эту работу.
• Рассказывает о своих опытах с Богом для воодушевления народа.
• Принимают решение выполнить поставленную задачу.
III. Уроки от Неемии.
1. Зависимость от Бога.
Небольшая статистика по синодальной Библии. В 13 главах Неемия 10 раз использует обращение «Боже», 4 раза использует «Господи», 1 раз слово «молю», 1 раз «молитва», слово «Твоих» 7 раз, «Твоего» 5 раз и т.д.
Все это вместе взятое говорит о постоянном доверительном общении с Богом и зависимости от Него.
- Как и в чем это может выражаться в жизни христианина?
Пс.5.4.
• Начинать день с Господом.
• Вместе согласовывать все планы на день.
• Узнавать волю Бога и получать силы ее выполнить.
Пс.4.9.
• Прожив день с Богом, и выполнив все, что с Богом вместе решали – приходит чувство удовлетворения.
• Приходит спокойствие от чувства выполненного долга.
2. Молитвенная жизнь.
- Как это выражалось в жизни Неемии?
Неем.2.4-5.
• Ни одного слова без того, чтобы не попросить у Бога для этого мудрости и такта.
Неем.2.12-16.
• Ни одного дела без того, чтобы с Богом прежде не обсудить и не увидеть весь фронт работ, наметить планы и получить одобрение от Него.
- Как это должны делать мы?
1Фес.5.17. 1Петр.4.7. Иер.33.3.
• Учась у Неемии поступать также.
• Научиться перед каждым словом или делом просить у Бога мудрости, совета, воли Бога.
Неемия всегда уповал на Бога (обратите внимание на частые упоминания его молитв); что помогло ему выдержать нападки противников, мешавших ему с самого начала миссии.
- Что могут сказать о нашей молитвенной жизни члены семьи, церкви или люди вокруг нас? (вопрос для размышления в классе СШ)
Часто мы ожидаем сиюминутного ответа на молитву, однако Неемия неотступно молится более четырех месяцев, прежде чем что-либо произойдет. Этот период молитвы послужил временем подготовки Неемии как руководителя следующей группы переселенцев. У него было время, чтобы обдумать шаги, какие он предпримет, когда прибудет в Иерусалим, что он сделает для того, чтобы предельно увеличить результаты в ходе восстановления, и, возможно, даже то, какой материал ему понадобится. Все эти планы должны были укрепиться в его уме для того, чтобы, когда царь наконец спросит его: «Чего же ты желаешь?» (Неем.2.4), Неемия имел бы хорошо продуманный ответ.
- Как долго мы с Богом обсуждаем в молитве свои вопросы, мысли, планы или идеи? (вопрос для размышления в классе СШ)
3. Отношение к обязанностям.
- Как Неемия относился к своим обязанностям?
Неем.2.17-18.
• Поняв волю Бога, увидев фронт работы, делится планами с людьми, ищет единомышленников, воодушевляет на труд и начинает работать.
- Как мы должны выполнять свои обязанности, как христиане?
Кол.3.23-24.
• Все делать с высшим знаком качества как для Самого Христа.
• Не ожидать награды уже сейчас (хотя это было бы неплохо), доверить это Богу.
Филип.1.20.
• Понимать, что каждое слово и поступок могут или поднять имидж Христа или я его уроню перед окружающими людьми.
Есть хорошее высказывание о том, что "в мире есть три типа людей: одни не знают, что происходит; вторые наблюдают за происходящим; а третьи вызывают события". Неемия был человеком, который вершил историю. В то время как в Книге Ездры речь идет прежде всего о храме и поклонении, в Неемии говорится о стенах города и повседневной жизни. Книга Неемии показывает нам, как вера в Бога проявляется в повседневных делах.
- А к какому типу людей окружающие могут отнести меня сегодня? (вопрос для размышления в классе СШ)
Глава 2 книги Неемии оканчивается тем, что Неемия разведывает, какую работу необходимо выполнить, и поощряет народ строить. Обратите внимание своих учеников на то, что успех Неемии в обретении благосклонности царя является прямым следствием его поиска Бога в ответ на трагические события в Иерусалиме (см. Неем.1.3). Неемия молится и постится (см. Неем.1.4), в результате Бог готовит царя и народ к положительному ответу.
- Как мы решаем выполнять свои обязанности в этой жизни и побуждаем это делать других? (вопрос для размышления в классе СШ)
4. Христианин и трудности.
- Как Неемия встречал трудности, неприятности в своей жизни?
Неем.1.1-4.
• Молился, постился и пытался понять волю Бога к себе и в этой ситуации.
- Как мы должны встречать трудности сегодня?
2Пар.6.19.
• Должны приходить к Богу с молитвой, прошением (о мудрости) и воззванием (о мире и ответе).
• Но, ни в коем случае не: впадать в панику, расстраиваться, переживать, глотать таблетки и т.д.
Приняв посетителей, которые только что прибыли из Иудеи, Неемия очень расстроился. Поскольку он служил при царском дворе, вполне возможно, что уже знал о решении Артаксеркса, направленном против Иудеи. Враждебные силы ополчились вокруг Иерусалима, и царь сдался под их натиском, будучи, как и они, убежденным в потенциальной политической угрозе, какую якобы представляли иудеи (см. Езд.4). То ли из-за слухов, то ли из-за официальной деятельности правительства Неемия спросил о ситуации в Иудее. К сожалению, слухи были не только подтверждены Ханани и его товарищами, но правда оказалась хуже, чем ожидалось. Неемия сокрушен этими новостями и скорбит в течение нескольких дней. Тем не менее он обращается непосредственно к Богу с этой проблемой.
- Как мы воспринимает плохие новости по телевизору, в церкви или из разговора с людьми? (вопрос для размышления в классе СШ)
Заключение. Неемия после ночного вояжа вокруг разрушенного города созывает людей и призывает иудеев построить «стену Иерусалима» и не быть «впредь в таком уничижении (евр. חֶרְפָה (шерпав) означает «насмешка», «презрение», «оскорбление». В Ветхом Завете cherpa часто переводится как бесчестие или упрек в значении стыда (пристыдить). В основе древних культур лежала система «бесчестие—честь». Честь была самой важной ценностью, а бесчестия следовало избегать любой ценой. Таким образом, Неемия использует эту восприимчивость к бесчестию, представляя свои аргументы. Он убеждает людей действовать таким образом, чтобы они перестали быть в уничижении, которое испытывали в тот момент. Имея разрушенную систему обороны, они были не только уязвимы, но и уничижены. Чувство вины было тоже связано с их бесчестием. Неемия озвучивает чувства своего народа — чувства неполноценности и стыда из-за того, что они должны были терпеть притеснения. Главным вопросом были честь, уважение и наследие, которые они могли бы восстановить, приняв участие в этой важной работе. Развалины Иерусалима выставляли их веру в Бога в плохом свете.
Обновлено для 03.10.2019 07:23http://www.vkasd.org.ua/2009-04-09-03-49-15/40-ss/3321-ss242019.html