В 15-й главе Деяний описывается критическая точка, которой достигла проблема миссии среди язычников, а также совместный поиск церковью ее решения. Собор в Иерусалиме стал переломным моментом в совершении апостольской церковью всемирной миссии.
Урок субботней школы № 8. Собор в Иерусалиме. Автор: Александр Ващинин
Памятный стих: «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян.15.11). • Что люди получают от Господа по благодати? «Здесь, на земле, мы готовимся к небу. Мы всем обязаны благодати, безвозмездной благодати, верховной благодати. Благодать завета скрепила наше усыновление. Благодать в лице Спасителя совершила наше искупление, наше возрождение и наше усыновление во Христе. Пусть же эта благодать будет явлена и нашим ближним». (Свидетельства для церкви т.6) • К чему побуждает благодать Божия человека? «Благодать, которую Христос дарует душе человека, заставляет его сопротивляться сатане. Без этой преобразующей милости и обновляющей силы человек всегда оставался бы узником сатаны, его рабом и покорным слугой. Но благодать Божья пробуждает душу для борьбы. Христос наделяет человека силой, которая делает его способным противодействовать тирану и узурпатору. И тогда он теряет вкус ко греху и начинает ненавидеть его, он побеждает страсти, прежде обуревавшие его, — так действует в человеке сила, данная свыше». (Великая борьба гл.30) • Какому народу Бог дает Свою благодать? «Бог был намерен явить Свою благодать не только среди израильтян, но и среди язычников. Об этом ясно сказано в пророчествах Ветхого Завета. И в своих рассуждениях апостол использует их. «…Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого"» (см. Ос.1.10)». (Деяния апостолов гл.35)
Воскресенье. Спорный вопрос
• Прочитайте Деян.15.1–5. С какой проблемой столкнулась церковь? «Пока апостолы совместно со служителями и рядовыми членами Антиохийской церкви ревностно трудились, обретая новые души для Христа, некоторые верующие — иудеи «из фарисейской ереси» — подняли вопрос, который вскоре привел к долгим спорам в церкви и напугал верующих из язычников. Эти иудействующие учители самоуверенно заявляли, что если язычники хотят спастись, они должны обрезываться и соблюдать весь обрядовый закон». (Деяния апостолов гл.19) • Что привело Иудеев к поднятию вопроса об обрезании? «Язычники, особенно греки, были крайне распущенными людьми, и существовала опасность, что некоторые, не обратившиеся всем сердцем, ограничатся внешним исповеданием веры, не оставляя своих греховных дел. Христиане из иудеев не могли терпеть такую безнравственность, которую язычники даже не воспринимали как преступление. Поэтому иудеи считали необходимым обязать обращенных язычников обрезываться и соблюдать обрядовый закон, что, по их мнению, было бы испытанием их искренности и посвящения и предотвратило бы приток в Церковь людей, которые, приняв веру без истинного обращения сердца, могли впоследствии обесчестить дело Божье своей безнравственностью и распущенностью». (Деяния апостолов гл.19) • Почему Иудеи желали, что бы обратившиеся из язычников – обрезывались? «Иудеи всегда гордились своими богослужениями, порядок которых был установлен Самим Богом, и многие обратившиеся в христианскую веру считали маловероятным, чтобы Бог, некогда во всех подробностях установивший порядок иудейских богослужений, что-либо изменил в этих предписаниях. Они требовали, чтобы иудейские законы и обряды были включены в христианские богослужения, не догадываясь, что все жертвоприношения являлись лишь прообразом смерти Сына Божьего, а когда Прообраз встретился с реальностью, все обряды и церемонии Моисеева закона потеряли смысл». (Деяния апостолов гл.19) • Как церковь отреагировала на возникший спорный вопрос? «Вопрос об обрезании, обсуждавшийся в Антиохийской церкви, вылился в споры и борьбу мнений. Члены церкви, опасаясь, что продолжающаяся дискуссия может привести к расколу между верующими, решили послать Павла и Варнаву с несколькими ответственными служителями церкви в Иерусалим, дабы те изложили суть дела апостолам и пресвитерам, встретились с представителями разных церквей и с теми, кто прибыл в Иерусалим на праздник. А тем временем споры прекратились до окончательного решения, которое предстояло принять на общем соборе всем церквам». (Деяния апостолов гл.19)
Понедельник. Обрезание
• Как вы думаете, по какой причине Бог повелел обрезываться человеку? «Если бы человек соблюдал Закон Божий, данный Адаму, после хранимый Ноем и соблюдавшийся Авраамом, тогда не было бы никакой необходимости в обряде обрезания…» (Патриархи и пророки гл.32) • Что символизировало – обрезание? «…был дан обряд обрезания, который являлся символом посвящения себя служению Богу. Этот обряд был залогом того, что принявшие его не соблазнятся идолопоклонством и будут повиноваться Закону Божьему». (Патриархи и пророки гл.32) • Прочитайте Исх.12.43–49. Почему нужно было совершать обрезание иноплеменнику? «Обрезание должно было стать обязательным для патриарха и его потомков, тем самым они посвящали себя на служение Богу, отделяясь, таким образом, от идолопоклонников, а Бог принимал их как Свое личное сокровище. Посредством этого обряда они давали обет исполнять условия завета, заключенного с Авраамом. Они не должны были связывать себя брачными узами с язычниками, ибо в противном случае утратили бы благоговение к Богу и Его святому закону, соблазнились бы греховными обычаями других народов и втянулись бы в идолопоклонство». (Патриархи и пророки гл.12)
Вторник. Спор
• Какие люди присутствовали на соборе? «Собор состоял из апостолов и учителей, основавших христианские церкви среди иудеев и язычников, а также из избранных представителей различных церквей. Так, здесь присутствовали иерусалимские пресвитеры, посланцы от Антиохийской общины, представители наиболее влиятельных церквей. На соборе высказывались взвешенные суждения, и Церковь, созданная по воле Божьей, предстала во всем своем достоинстве. Присутствующие пришли к выводу, что Сам Бог дал им ответ, даровав язычникам Духа Святого, руководству Которого остается подчиниться». (Деяния апостолов гл.19) • Прочитайте Деян.15.7–11. Кто помог разрешить этот спор? «Казалось, это могло поставить перед собором непреодолимые трудности. Однако Святой Дух помог решению вопроса, от которого зависело благополучие, если не само существование христианской Церкви». (Деяния апостолов гл.19) • Как апостол Петр отреагировал на этот вопрос? «Петр рассказал и об удивлении, которое он испытал, когда Дух Святой сошел на его слушателей, как на язычников, так и на иудеев, собравшихся в доме Корнилия во время проповеди Евангелия. Свет и слава, почившие на обрезанных иудеях, отражались и на лицах необрезанных язычников. Этим Бог предупреждал Петра, что никого нельзя считать скверным или нечистым, потому что Кровь Христа очищает от всякой нечистоты… «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» Этим игом был не Закон Десяти Заповедей, как утверждают некоторые, противящиеся требованиям закона; Петр говорит здесь, об обрядовом законе, который потерял силу после распятия Христа». (Деяния апостолов гл.19) • Какие аргументы привел апостол Павел? «Речь Петра подготовила собрание к тому, чтобы терпеливо выслушать Павла и Варнаву, рассказавших о работе среди язычников. «Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Иаков также решительно высказал собранию свое мнение, объявив, что Бог намерен даровать язычникам те же преимущества и благословения, которые дарованы иудеям». (Деяния апостолов гл.19)
Среда. Апостольское постановление
• Прочитайте Деян.15.28-29. Какое постановление установили апостолы? «Святому Духу угодно было не возлагать на обращенных из язычников требования обрядового закона, а апостолы в данном случае лишь согласились с мнением Духа Божьего. Иаков председательствовал на соборе и вынес окончательное решение: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников»». (Деяния апостолов гл.19) • Какие рекомендации дали всем обращенным из язычников? «1) не есть идоложертвенного мяса, которое использовалось в языческих обрядах и затем предлагалось на пиршествах в храме или продавалось на рынке; 2) не употреблять в пищу кровь; 3) не есть мяса удушенных животных; 4) избегать блуда во всех его проявлениях». (Урочник) • Какие благословения принесло решение собора для всей церкви? «…Однако решения общего собора, полные терпимости и великодушия, вселили уверенность в обращенных из язычников, и дело Божье начало процветать». (Деяния апостолов гл.19)
Четверг. Письмо из Иерусалима
• Прочитайте Деян.15.22–33. Какие следующие шаги предприняла церковь, что бы споров по этому вопросу больше не было? «Поэтому апостолы и пресвитеры решили направить им письмо, в котором просили воздерживаться от идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови, соблюдать заповеди Божьи и сохранять свою жизнь в чистоте и святости…» (Деяния апостолов гл.19) • Для чего было написано письмо в Антиохийскую церковь? «Верующим язычникам было написано письмо, чтобы сообщить им о принятом решении. Письмо от имени апостолов и пресвитеров Иерусалима имело статус официального документа, что указывает на доминирующее влияние иерусалимской церкви (безусловно, благодаря руководству апостолов) на другие христианские общины». (Урочник) • Как Антиохийская церковь отреагировала на это письмо? «Посетившие Антиохийскую церковь Иуда и Сила, специальные вестники, посланные собором вместе с апостолами, «будучи также пророками», «обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их». Эти благочестивые мужи некоторое время оставались в Антиохии. «Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне»». (Деяния апостолов гл.19)
Заключение
«Христос является для верующих надежным фундаментом, ибо на этом живом Камне могут строить и иудеи, и язычники, ведь Он достаточно велик и достаточно крепок, чтобы выдержать тяготы и бремя всего мира. Об этом ясно сказал и сам Павел в последние дни своего служения, обращаясь к группе обращенных из язычников, оставшихся твердыми в своей любви к евангельской истине: «Вы... утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес.2.19-20)». (Деяния апостолов гл.17)
|