Урок субботней школы №3 "Нагорная проповедь" Автор: Александр Ващинин
Памятный стих: «И когда Иисус окончил слова сии народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф.7:28-29). • Для чего Иисус произнес нагорную проповедь? «Нагорная проповедь — это небесное благословение миру, это голос от престола Божьего. Она была дарована людям, чтобы стать для них законом, их обязанностью и небесным светом; их надеждой и утешением в печалях. В ней Вождь проповедников и Великий Учитель произнес слова, которые внушил Ему Сам Отец». (Правила счастливой жизни гл.1) • Что можно сказать о нагорной проповеди Христа?
«Слова, произнесенные Христом на горе блаженства, сохраняют свое значение на все времена. Каждое изречение есть драгоценность, взятая из сокровищницы истины. Принципы, высказанные в этой речи, действительны для всех слоев человеческого общества. Зная, какой высоты характера каждый может достигнуть, Христос благословляет одну группу людей за другою, высказывая таким образом Свою веру в человека и Свою надежду на его исправление. Через веру в Него каждый может достигнуть намеченного Христом уровня, если будет жить так, как жил Тот, от Которого все исходит». (Правила счастливой жизни гл.1) • Исследуя нагорную проповедь, к чему призывает нас Бог? «Серьезное, благоговейное изучение Нагорной проповеди приготовит нас к возвещению истины, к передаче другим людям полученного света. Прежде всего мы должны обратить внимание на себя, со смиренным сердцем воспринимая эти драгоценные истины и исполняя их в совершенном послушании. Это принесет нам радость и мир и тогда наша жизнь уподобляется Его жизни…» (Свидетельства для церкви т.7)
Воскресенье. Принципы и стандарты
• О каких принципах проповедовал Христос? Почему это было так важно? Матф.5-7 гл. «В Нагорной проповеди Христос попытался исправить искаженные взгляды собравшихся, дать Своим слушателям правильное представление о Своем Царстве и Своем характере. Впрямую критиковать заблуждения народа Он не стал. Жалкое состояние мира, вызванное грехом, было очевидно, однако Он не стал открыто указывать людям на их беды. То, чему Он учил их, было неизмеримо прекраснее всего им известного. Не оспаривая их представлений о Царстве Божьем, Он рассказал, на каких условиях люди могут войти в него, давая возможность самостоятельно делать вывод о природе этого царства. Истины, которым Он учил, для нас не менее важны, чем для тех, кто был рядом с Ним. Мы не меньше нуждаемся в познании основных принципов Царства Божьего». (Христос - надежда мира гл.31) • Как вы думаете, почему Иисус начал проповедь со слов блаженств? «Когда Спаситель приступал к Своей миссионерской деятельности, общие понятия о Мессии и его деле были настолько малы, что народ не был в состоянии принять Его. Дух полного самопожертвования был утрачен и вытеснен преданиями и обрядами; пророчества излагались сообразно со взглядами гордых и светски настроенных умов. Иудеи ждали своего грядущего Мессию не как избавителя от грехов, но как могущественного Властелина, который приведет все народы в подчинение - «Льву от колена Иуды»… Тут были книжники и фарисеи, с нетерпением ожидавшие того дня, когда к ним перейдет владычество над ненавистными им римлянами и богатство и слава мирового царства будет в их руках. Бедные земледельцы и рыбаки томились надеждой услышать заверение в том, что их жалкие хижины будут превращены в богатые чертоги, их тяжелый труд, скудная пища и заботы о пропитании заменятся днями покоя и наслаждения. Они надеялись, что вместо грубого одеяния, которое ночью служило им покрывалом, Христос даст им богатые и дорогие одежды их. завоевателей…» (Правила счастливой жизни гл.2)
Понедельник. Нагорная проповедь или закон?
• Прочитайте Матф.5:17-19. Какой закон пришел исполнить Христос? «"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Тем самым Иисус опроверг обвинение фарисеев. Он пришел в мир, чтобы подтвердить священные требования того закона, в нарушении которого Его обвиняли. Если бы закон Божий можно было изменить или отменить, тогда Христу не нужно было бы выносить все последствия наших грехов. Он пришел для того, чтобы объяснить отношение закона к человеку и запечатлеть его заповеди собственным смирением. Сострадая человеку. Бог даровал нам Свои святые заповеди. Чтобы оградить нас от последствий греха. Он открывает нам принципы праведности. Закон - это выражение мысли Господа. И когда мы принимаем его во Христе, он начинает выражать наши мысли…» (Христос - надежда мира гл.31) • Как Израильский народ в то время относился к закону? «…Однако Израиль не сумел постичь дух закона; слишком часто их мнимое послушание состояло только в соблюдении внешних форм и церемоний без посвящения сердца величию Любви. Когда Иисус в Своем характере и деятельности показал им святые, благородные, божественные добродетели и обрисовал ничтожность внешнего формального послушания, то иудейские начальники не приняли Его слов и не поняли их. По их мнению, Он слишком поверхностно относился к требованиям закона, а когда Он стал изъяснять им истинный дух установленного Господом богослужения, то они, обращая внимание лишь на внешнюю сторону, обвинили Его в нарушении закона…» (Правила счастливой жизни гл.4) • Почему Иисус так тщательно объясняет каждую заповедь? «Иисус рассматривает каждую заповедь отдельно, объясняя всю широту и глубину их смысла. Не изменяя ни одной йоты закона, Иисус показывает, какие важные принципы заложены в них, и открывает роковую ошибку иудеев, повиновавшихся Богу только наружно. Он говорит, что злое помышление или похотливый взгляд являются нарушением закона Божьего. Всякий, кто допускает малейшую несправедливость, нарушает закон и нравственно деградирует. Убийство сначала возникает в мыслях. Тот, кто вынашивает в своем сердце ненависть, вступает на путь убийцы, и его молитвы отвратительны Богу. Праведность, которой учил Христос, - это подчинение сердца и жизни воле Божьей. Грешники могут стать праведными тогда лишь, когда они верят в Бога и поддерживают живую связь с Ним. Тогда подлинное благочестие возвысит их помыслы и облагородит жизнь, тогда внешние формы религии будут соответствовать внутренней чистоте христианина, тогда обряды, составляющие часть служения Богу, перестанут быть бессмысленными, как у лицемерных фарисеев». (Христос - надежда мира гл.31)
Вторник. Праведность книжников и фарисеев
• Какова была праведность у книжников и фарисеев? Матф.5:20. «Книжники и фарисеи обвиняли во грехе как Христа, так и Его учеников, потому что те пренебрегали совершаемыми ими церемониями и обрядами. Учеников не раз приводили в замешательство постоянные порицания и обвинения со стороны тех, кого они привыкли считать своими религиозными руководителями. Иисус разоблачил их лукавство; Он объявил, что так высоко ценимая фарисейская праведность ничего не стоит. Иудеи считали себя верным и избранным Богом народом, пользующимся особыми привилегиями у Всевышнего; Христос же показал им, что их религии недостает спасительной веры. Все их притязания на идеальное благочестие, все их обряды и церемонии, придуманные ими самими, а также их показное исполнение внешних требований закона никогда не могли сделать их святыми. Они не имели ни чистого сердца, ни благородного характера, как того требовал Христос». (Правила счастливой жизни гл.4) • О какой праведности говорит Христос? «Закон свят, но иудеи, желая соблюсти его собственными силами, не могли достигнуть святости и праведности. Ученики Иисуса, если они хотели войти в царство небесное, должны были иметь иную праведность, чем фарисеи. Господь предложил им в Сыне Своем совершенную, законную праведность. Раскрывая свои сердца перед Иисусом и принимая Его в сердце, они должны были предоставить себя влиянию Его совершенной жизни и Его любви, чтобы, изменившись, стать Его подобием. Таким образом, они должны были получить требуемую законом праведность, как дар Божий. Фарисеи же, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность» (Римл.10:3), не захотели покориться праведности Божией». (Правила счастливой жизни гл.4) • Благодаря чему мы получаем праведность Божию? «Законнической религии недостаточно для того, чтобы привести душу в согласие с волей Божьей. Твердая, строгая правоверность фарисеев, лишенная любви, смирения и сострадания, была камнем преткновения для грешника. Они были подобны соли, потерявшей свою силу, так как их влияние было бессильно спасти мир от грозящей ему гибели. Одна лишь «вера, действующая любовью», в состоянии очистить душу; она действует подобно закваске и изменяет весь характер». (Правила счастливой жизни гл.4)
Среда. Принципы царства
• Какие принципы царствия Божия мы читаем в нагорной проповеди? Матф.5:38-45. «Детьми Божьими являются те, которые стали причастниками божеского естества. Ни положение в свете, ни права, полученные при рождении, ни национальное или религиозное преимущество не делают нас участниками божественной семьи, а единственно лишь любовь, распространяющаяся на все человечество. Даже грешники, сердца которых еще не совсем закрылись для влияния Духа Божия, отзывчивы на любезное обращение и на любовь отвечают любовью, а на ненависть ненавистью. Но Дух Святой воздает любовью за ненависть. Быть любезным с неблагодарными и злыми, воздавать добром тем, от которых нельзя ждать ничего хорошего, - это признаки принадлежности к небесной царственной семье, это доказательство того высокого положения, которое занимают дети Всевышнего». (Правила счастливой жизни гл.4) • Кто из людей может уподобиться Христу? Матф.5:48. «Условия для получения вечной жизни сейчас все еще те же, какие были в раю, а именно: совершенная праведность, согласие с Богом и полная согласованность с основами Его закона. В Ветхом Завете нам представлен тот же пример идеального характера, как и в Новом Завете, и это есть образец, которому мы можем уподобиться. В основании каждой заповеди, каждого божественного требования лежит определенное обетование; Господь принял все меры к тому, чтобы дать нам возможность уподобиться Ему, и Сам лично помогает в этом каждому, кто не сопротивляется и не отстраняет Его милости». (Правила счастливой жизни гл.4) • Почему так важно стремиться к совершенству характера? «"Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48). Дело всей нашей жизни - идти вперед, к совершенству христианского характера и постоянно стремиться к подчинению воле Божьей. Труд, начатый на земле, будет продолжен на протяжении всей вечности. Бог предлагает человеку подняться на самый высокий уровень, чтобы оправдать само звание человека, и только тот, кто поддерживает высокий уровень своего, данного Богом человеческого достоинства, может стать счастливым в этой жизни, а также быть прославленным и получить вечную награду в жизни будущей». (Свидетельства для церкви т.4)
Четверг. Принимая слова о царстве
• Прочитайте Матф.13:44-52. Что означает эта притча? «Благословения искупительной любви наш Спаситель сравнил с драгоценною жемчужиною. Он иллюстрировал Свой урок купцом, ищущим хороших жемчужин, «который нашел одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Христос — жемчужина огромной цены. В Нем собрана вся слава Отца, полнота Божества. Он есть сияние славы Отца и выражает образ Его личности. Слава свойств Божиих выражена в Его характере. Каждая страница Священных Писаний сияет Его светом. Праведность Христа, как чистая, белая жемчужина, не имеет недостатка или пятна. Никакая работа человека не может улучшить великий и драгоценный дар Божий. Он без изъяна. Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Все, что может удовлетворить нужды и страстные желания человеческой души для этого мира и для мира грядущего, находится во Христе. Наш Искупитель — жемчужина настолько драгоценная, что другие в сравнении с нею могут считаться не имеющими цены». (Наглядные уроки Христа гл.2) • Как вы думаете, почему в этой притче купец жемчужину должен был купить? «В притче жемчужина не представлена, как дар. Купец купил ее ценою всего, что он имел. Многие спрашивают значение этого, так как Христос представлен в Священном Писании, как дар. Он и есть дар, но только для тех, кто отдает себя, душу, тело и дух, Ему без остатка. Мы должны отдать самих себя Христу, чтобы жить жизнью охотного повиновения Его требованиям. Все, что мы есть, все таланты и способности, которыми мы обладаем, суть Господни и должны быть посвящены на служение Ему. Когда мы таким образом отдаем себя Ему, Христос, со всеми сокровищами небес, отдает Себя нам. Мы получаем жемчужину великой цены». (Наглядные уроки Христа гл.2) • Имеет ли эта притча двойное значение? Какое? «Притча о купце, ищущем хороших жемчужин, имеет двойное значение: она относится не только к людям, ищущим Царства Небесного, но и ко Христу, ищущему Его утраченное наследство. Христос, небесный Искатель, ищущий хороших жемчужин, видел в погибшем человечестве ценную жемчужину. В человеке, запятнанном и обезображенном грехом, Он увидел возможности искупления. Сердца, которые были почвою для борьбы с сатаною и которые были спасены силою любви, более драгоценны для Искупителя, чем те, которые никогда не падали. Бог не смотрел на человечество, как на нечто низкое и недостойное; Он смотрел на него во Христе и видел его каким оно могло сделаться посредством искупительной любви. Он собрал все богатства вселенной и отложил их для того, чтобы купить жемчужину. И Иисус, найдя ее снова, вставил ее в Свой венец. «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах. 9:16). «Они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю» (Мал. 3:17)». (Наглядные уроки Христа гл.2)
Заключение «Сущность христианской религии состоит не в том, чтобы исполнить слова Христа с целью получить благословение Божие, а исключительно как знак благодарности за незаслуженно полученный дар Его любви. Не слова, исповедующие учение Христа, спасут людей, но вера, проявленная через дела праведности. Последователь Иисуса должен не только говорить, но и действовать согласно учению Христа, потому что благодаря его действию формируется характер. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Римл. 8:14). Не те, которых тронул Дух Божий, которые временами поддаются Его влиянию, а те, которых водит Дух, являются сынами Божиими». (Правила счастливой жизни гл.4)
|