Урок 13. Уроки Иеремии Автор: Александр Ващинин
Памятный стих: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23:5).
• «… восставлю Давиду Отрасль праведную…» - О ком говорит пророк Иеремия?
«Иеремия также свидетельствовал о грядущем Искупителе как о князе дома Давидова: «Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь... и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот — имя Его, которым будут называть Его: "Господь — оправдание наше!"». И еще: «Так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение, и сожигающем приношения и совершающем жертвы» (Иер. 23:5, 6; 33:17, 18)». (Деяния апостолов гл.22)
• «…воцарится Царь…» - Что это за Царь, и где находится Его царство?
«Царство Христа устанавливается не решением судов, соборов или законодательных собраний, не благодаря покровительству сильных мира сего; оно утверждается Духом Святым, Который насаждает в сердце образ Христа. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1:12,13). Это единственная сила, которая может поднять и возвысить человечество. А на долю людей в этой работе выпадает проповедь и жизнь согласно Слову Божьему. Иисус сказал: "Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня". (Иоан. 18, 36)». (Христос - надежда мира гл.55)
• Почему ученики не могли понять что Христос это Царь?
«Царство Божье созидается в сердце. Из-за себялюбия и привязанности ко всему земному даже ученики Иисуса не могли постигнуть ту духовную славу, которую Он стремился открыть им. Только после того как Иисус вознесся к Своему Отцу и Святой Дух излился на верующих, ученики полностью оценили миссию Спасителя и сущность Его. После того как они получили крещение Духом, они начали понимать, что находились в непосредственном присутствии Господа славы. И когда слова Христа воскресали в их памяти, их разум был открыт, чтобы постигать смысл пророчеств и понимать чудеса, которые Он совершал. Его жизнь, как чудо, прошла перед ними, и они были как люди, пробудившиеся ото сна. Было очевидно, что Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца" (Ин. 1:14)». (Христос - надежда мира гл.55)
Воскресенье. Господь Иеремии
• Как пророк Иеремия раскрывает нам характер Бога? Иер.31:3.
«Через пророка Иисус заявляет: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение". Он никого не принуждает идти за Собой. "Узами человеческими влек Я их, узами любви", - говорит Он (Пс. 77:20; Иер. 31:3; Ос. 11:4). Не страх перед наказанием и не надежда на вечную награду побуждает учеников Христа следовать за Ним. Они созерцают несравненную любовь Спасителя, явленную во время Его странствования на земле, от яслей в Вифлееме до Голгофского креста, и взор Иисуса привлекает, смягчает и покоряет душу. Любовь пробуждается в сердцах тех, кто взирает на Него. Они слышат Его голос и следуют за Ним». (Христос - надежда мира гл.52)
• Почему пророк называл Бога – «источник воды живой…»? Иер.2:13.
«Тот, кто стремится утолить свою жажду в источниках этого мира, возжаждет вновь. Миллионы людей томятся в неведении. Человеческие души готовы прильнуть хоть к какому-нибудь источнику, дабы найти смысл своего существования. Но эту жажду может утолить только "Христос - желаемый всеми народами". Тот, в Ком нуждается весь мир. Божественная благодать, которую может даровать только Он, - вот та живая вода, которая очищает, освежает и наполняет душу новыми силами. Иисус вовсе не имел в виду, что человеку достаточно только одного глотка воды жизни. Тот, кто однажды испытал любовь Христа, будет постоянно жаждать ее. Ничего другого ему уже не нужно. Теряют привлекательность богатство, радости и почести этого мира. Сердце взывает: "Я жажду Твоей благодати вновь". И Спаситель, Который помогает человеку осознать его нужду, всегда готов удовлетворить духовную жажду, сердечный голод. Человеческие силы истощатся, земные опоры пошатнутся, чаши опустеют, водоемы высохнут, но наш Искупитель - неисчерпаемый Источник. Мы можем пить из Него, и Он никогда не иссякнет. Тот, в ком обитает Христос, имеет в себе благословенный "источник воды, текущей в жизнь вечную". И он может черпать из него силу и благодать для насыщения всех потребностей». (Христос - надежда мира гл.19)
Понедельник. Ритуалы и грех
• Прочитайте Иер.6:20. Почему Богу неугодны были жертвы народа Израильского?
«Самуил однажды сказал так: "Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов". И пророк Исаия, узрев в пророческом видении отступление иудеев, обратился к ним, как к князьям Содома и Гоморры: "Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, - кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? ...Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову" (1 Цар. 15:22; Ис. 1:10-12, 16-17)». (Христос - надежда мира гл.65)
• Какой урок мы можем извлечь из прочитанного текста?
«Жизнь Христа — образец для всех нас. Его пример самоотречения, самопожертвования и бескорыстной благотворительности оставлен нам для подражания. Вся жизнь Христа является бесконечной демонстрацией Его великой любви и снисхождения во имя спасения грешного человека. Мы можем быть либо проводниками света, либо каналами тьмы. Если мы пренебрегаем светом, данным нам Богом, и не продвигаемся в познании и истинной святости по тому пути, который указывает нам этот свет, то мы виновны и пребываем во тьме, поскольку не используем надлежащим образом полученный свет и истину. В эти опасные дни всеобщего нечестия характер и дела так называемых христиан обычно не выдерживают проверки, когда освещаются светом, сияющим для них. Не может быть согласия между Христом и Велиаром, не может быть общения между светом и тьмой. Как же в таком случае могут сочетаться дух Христа и дух мира сего? Господь Бог наш есть Бог-ревнитель. Он требует искренней привязанности и безусловного доверия от тех, кто утверждает, что любит Его. Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18)». (Свидетельства для церкви т.3)
Вторник. Религия сердца
• Какой отчет мы будем давать перед Богом? Рим.14:12.
«Все, принадлежащие к Божьей семье, несут ответственность за употребление Божьих даров. Каждая личность, начиная от самой слабой и незаметной до самой великой и занимающей высокое положение, является духовным представителем, наделенным способностями, за которые она даст отчет перед Богом» (Христианское служение гл.1)
• Как понимал эту истину Иеремия? Иер.17:10.
«С Богом шутки плохи. Он может долго терпеть человека, но в конце концов все же покарает его за преступления и воздаст каждому по делам его. Как бы люди ни хвалили себя, как бы ни гордились своей мудростью, одного дыхания Божьих уст достаточно, чтобы повергнуть во прах всю их славу и гордыню…» (Свидетельства для церкви т.3)
• Прочитайте Иер.29:13. Для чего необходимо взыскать Господа всем сердцем?
«Божье обещание гласит: “И взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим” (Иер. 29, 13). От нас ожидается полная отдача Богу, чтобы произошло такое изменение, при котором в нас могло бы быть восстановлено сходство с Ним. По своей природе мы отчуждены от Бога. Святой Дух так описывает наше состояние: “мертвые по преступлениям и грехам”, “вся голова в язвах”, “сердце исчахло”, “нет... здорового места”. Сатана крепко держит нас в своих сетях, он “уловил нас в свою волю” (Еф. 2, 1; Ис. 1,5—6; 2 Тим. 2, 26). Бог желает исцелить и освободить нас. Но поскольку для этого требуется коренное преобразование и обновление всего нашего естества, мы должны полностью покориться Ему». (Путь ко Христу гл.5)
Среда. Закат эпохи идолов
• Какой грех был одним из величайших грехов, совершаемых народом, который Иеремия постоянно обличал? (Иер.10:2-5).
«Упоение властью и богатством породило гордыню, страсть к развлечениям, безудержное пьянство и кутежи. Во дни пророков идолопоклонство уже никого не удивляло. Среди всех сословий настолько процветало беззаконие, что и те немногие, кто оставался верен Богу, часто подвергались искушению потерять самообладание и впасть в отчаяние и разочарование. Казалось, что Божественный замысел относительно Израиля потерпел безусловную неудачу, и возмутившийся народ ожидает участь Содома и Гоморры…» (Пророки и цари гл.25)
• Какие идолы могут быть в нашей жизни сегодня?
«Современные идолы — это то, что мы любим больше Бога; то, чему мы «поклоняемся» (а поклонение — это не только пение и молитвы), становится нашим богом, и мы превращаемся в идолопоклонников». (Урочник)
Четверг. Остаток
• Прочитайте Иер.23:1–8. Для чего Господь соберет остаток народа Своего?
«Иудеи были среди тех, о ком Бог сказал: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Выполняя свою миссию, Иеремия никогда не забывал о первостепенной важности святости сердца при любых взаимоотношениях и особенно при служении Всевышнему. Он ясно видел падение царства и рассеяние жителей Иуды среди народов, но вера позволяла ему заглянуть дальше и увидеть время восстановления. В его ушах звучали слова Божественного обетования: «И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их... Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот — имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!» (Иер. 23:3—6)». (Пророки и цари гл.35)
• Как понимать выражение «Верный остаток»?
«Есть верный остаток, преданный Богу; ибо Иоанн пишет: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и имеющих веру Иисуса» (Откр. 14:12). Вскоре произойдет самая ожесточенная битва между теми, кто служит Богу, и теми, кто не служит Ему. Вскоре все то, что может быть потрясено и просеяно, будет потрясено и просеяно, а останется только то, что не может быть просеянным…» (Свидетельства для церкви т.9)
Заключение
«Много значит оставаться верным Богу. Он предъявляет Свои права на всех, кто занят в Его служении. Он желает, чтобы ум и тело сохранялись в наилучшем состоянии, чтобы Бог управлял каждым даром и способностью настолько, насколько может позволить тщательное и строгое воздержание во всем. Наш долг перед Богом — безоговорочно посвятить Ему душу и тело, а также все способности, которыми Он одарил нас, чтобы мы использовали их в Его служении…» (Свидетельства для церкви т.6)
99999999999999999999999999999999999
Урок субботней школы №13 "Уроки Иеремии" Автор: Павел Луговой
Памятный стих: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23.5).
Вступление. Наш урок имеет очень интересное, даже, я бы сказал интригующее название. Представьте себе, что вы имеете возможность открыть ранец Иеремии и посмотреть учебники, тетрадки, дневник Иеремии. С одной стороны нам сегодня было бы интересно, какие предметы брал пророк в школе Бога и какие оценки он получал. С другой стороны, похожие уроки проходим и мы сегодня. А что нам Бог задает сегодня, что Иеремия может сказать для нас в XXI веке? Поэтому наш урок и будет иметь эти две мысли в своей основе.
Цена ученичества высока. Иеремия на протяжении всей своей жизни испытывал огромные трудности, и все для того, чтобы провозглашать Божью весть и правильно представлять Бога, Который есть воистину «источник воды живой», Который в любви Своей пытается вернуть Свой народ, снова и снова призывая их раскаяться.
I. Уроки для Иеремии.
1. Призыв Бога.
- Когда мы смотрим на Божий призыв Иеремии, чему научился Иеремия из призыва?Иер.1.17-19.
• Бог всегда зовет к посильному служению.
• Говорит о проблемах, с которыми Иеремия столкнется.
• Бог гарантирует Свое присутствие и избавление.
Такие уроки Иеремия прошел с самого призыва к служению.
2. Бог Иеремии.
Смотря на народ, среди которого жил Иеремия, то мы видим, как в то время люди понимали Бога.
Для израильского народа Бог был просто одной из фигур в их пантеоне.
Люди считали, что Бог самоустранился (не делает ни доброго, ни худого Еккл.8.11.)
- А как Иеремия понимал Бога? (обсудить в классе СШ)Пс.3.6-7.Иер.31.3.
• Бог для пророка был ЛИЧНЫМ.
• Иеремия понимал Бога как ЛЮБЯЩЕГО.
• Этот урок Иеремия проходил ЕЖЕДНЕВНО.
3. Хождение с Богом.
- Когда мы смотрим на то, как Иеремия каждый день ходил с Богом, то что можно сказать об этой практической жизни пророка? (обсудить в классе СШ)Рим.5.8.
• Пророк, понимая свою греховность оценивал Божье желание спасти.Иер.1.9-10.
• Из этого отрывка мы замечаем то, что пророк имел с Богом ежедневные (В СЕЙ ДЕНЬ) опыты.
4. Перспектива.
- Когда мы смотрим на выпускной аттестат, что Иеремия видел в перспективе своей жизни? (выслушать ответы в классе СШ)Иер.1.19.Иер.39.18.Иер.45.5.
• Бог обещал быть всегда рядом.
• Бог гарантировал избавление во всех ситуациях.
• Бог поддерживал надежду на спасение.
II. Уроки от Иеремии.
1. Бог со всех сторон.
Сегодня каждый человек представляет себе Бога по-разному. Причем в разной ситуации один и тот же человек может, крайне полярно описывать Бога.
Для кого-то Бог любящий, заботливый, прощающий, многомилостивый и т.д.
Для других, которые постоянно сталкиваются с несправедливостью, Бог для них желанный, как Судья, наказывающий, карающий и т.д.
- Что по этому поводу говорит нам Иеремия? (обсудить в классе СШ)Иер.16.21.Иер.14.11-12.
• В этих описаниях мы видим Бога, как Судью, карающего за проступки.Иер.29.11-13.
• А с этой стороны мы видим Бога – любви, прощения и спасения.
- Как все это совмещается в описании одного Бога и у одного человека?Иер.26.3.
• Есть одна особенность. Со стороны Бога нет произвола. Его действия предсказуемы. Как наказания, так и спасение – весьма условны. От каждого человека зависит чего ожидать от Бога к нему лично.
2. Религия, как она есть.
Говоря о религии, мы тоже должны понимать, что во все века она имела два направления: форма и суть.
- Какую религию исповедовал народ во время Иеремии?Иер.7.4-6.
• Для народа храм и служение в нем было своего рода амулетом.
• Эта религия не меняла отношений с Богом и ближними.
- А к какой религии принадлежал Иеремия?Иер.3.23-25.
• Смотря на пророка, видим, что он реально оценивал ситуацию вокруг.
• Раскаиваясь, желал обрести спасение.
• Он ежедневно принимал решение быть послушным Богу во всем.
- Что исповедуем мы сегодня, каждый лично? (вопрос для размышления, отвечать не нужно)
3. Взаимоотношения.
Наша религия обязательно выливается в отношения.
- Как строили отношения с Богом люди во время Иеремии?Иер.16.17-18.
• Постоянно совершали сугубый грех.
Слово «сугубый» תוֹעֵבָה (to-ay-baw) имеет значение в оригинале: мерзость, гнусность, что-то отвратительное или несносное. Фактически шли против рожна, как Савлу Бог однажды сказал.
- Как строил отношения с Богом пророк Иеремия?
Больше всего об этом говорит нам небольшая книга Плачь Иеремии.
• Постоянные молитвы, переживания, сетования о народе, храме, проблемах сегодня, о будущем…
- Как строим отношения с Богом мы сегодня? (вопрос для размышления, отвечать не нужно)
4. Перспектива.
Как в то время, так и сегодня у людей есть только две перспективы:
Или очутиться в числе остатка, который будет спасен для вечности.
Или оказаться в числе прочих людей, которые получат то, что выбрали и к чему стремились.
- Как можно попасть в число остатка? (обсудить в классе СШ)Иер.31.7.
• Молится о том, чтобы Бог спас остаток.Иер.23.3.
• Бог в ответ на молитву это обязательно сделает.
- Как же попасть в этот остаток?Иер.31.33-34.
• Вступить с Богом в личный завет.
• Разрешить Богу поменять наш характер.
• Ежедневно углублять личные отношения с Богом.Иер.33.14-16.
• Когда каждый лично испытает опыт оправдания.
Вывод: Мы призваны повиноваться Богу. А почему бы и нет? Даже Его Сын Иисус был Ему послушен. Почему от нас должны требовать меньшего? Независимо от разнообразных методов, которые Бог использует, чтобы призывать нас (кого-то быть пророками, кого-то служителями, кого-то целителями), каждый день Он учит, как идти путем, который Он для нас избрал. Подобно Иеремии, мы иногда противимся, не желая идти, несмотря на то, что, ведя нас этими путями, Бог исполняет Свои обещания дать нам спасение. Более того, вечносущая любовь возвеличена до конца в Божьем обетовании о спасении через Иисуса Христа. Изрекая пророчество о Царстве Христа, Иеремия узнал, как и мы сейчас, что Бог любит нас вечной любовью. И так как Он любит нас, повинуясь Ему, мы показываем, что и мы любим Его.
Обновлено для 18.12.2015 20:00