Что такое «семья»?
Многие из нас слышат слово «семья» и думают о типичной семье, где есть мама папа, двое детей, собака, кошка и домик за городом. Это и есть семья, но таковая представляет в нашем обществе лишь меньшинство на сегодняшний день. Как Библия, так и современные ученые бихейвиористы (бихейвиоризм ― наука о поведении личности) предлагают более широкий взгляд на сущность семьи. Родитель-одиночка с детьми, супруги-пенсионеры, смешанные семьи, одинокие, совместно пользующиеся жильём, бездетные пары ― все эти и другие представляют собой семьи в нашем мире сегодня ― семьи, которые могут получить поддержку через программы, укрепляющие семью и благодаря работе церковного отдела Семейного служения.
Библейско-теологический взгляд на семью
Принципы библейского взгляда в отношении семьи выражены в самом акте творении. Когда Бог создал Адама, Его творение не было завершено. Бог сотворил «помощника, соответственного ему». Творец, несомненно, запланировал тесные взаимоотношения взаимной зависимости и равенства. Фраза «образ Божий» всегда появляется вместе с творением человечества, как мужчины, так и женщины. Многие теологи рассматривают это как знак того, что способность к взаимосвязи является одним из ключевых понятий образа Бога. Бог не просто создал Адама и Еву, чтобы они наслаждались друг другом и своим Творцом. Он дал им указание «плодиться и размножаться» (Бытие 1:28). Большое внимание в Библии уделяется отношениям родителей и детей, равно как и отношениям мужа и жены. Семья является таким образованием, в котором вера и ценности могут передаваться из поколения в поколение. Бог через Моисея указал на важность этого. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:6-7).
Благословением детей, Иисус подтвердил их важность и значимость. Он сказал, что «таковых есть Царствие Божие» (Марка 10:14). Он возвысил отношения родителей и детей. Иисус упрекнул фарисеев, пользующихся религиозными традициями как средством уклонения от ответственности перед родителями (Марка 7:9-13). И даже, находясь на кресте, он позаботился о своей матери (Иоанна 19:26-27). Апостол Павел много писал о важности и характере семейных отношений. В послании к Ефесянам 5 и 6 главах он описывает принципы взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми. Взаимоотношения между мужем и женой сравниваются с отношениями Христа и Церкви.
В посланиях Нового Завета ( Тит. 2:2-6 и 1 Петра 3:1-7) говорится о взаимоотношениях мужа и жены в семье. Несомненно, семейные отношения являются высшим библейским приоритетом. Семья может рассматриваться как средство для выполнения важнейшего поручения ― растить учеников Христа. Великое поручение относится ко всему человечеству, но проповедь начинается с собственного дома. Совет апостола Павла (Ефес. 6:4) «воспитывать их (детей) в учении и наставлении Господнем» указывает на великое поручение Иисуса для отцов. Рост церкви начинается дома!
Интересно заметить, что Библия описывает более широкое и объемное представление о семье, в огромной степени отличное от нашего ограниченного представления. Слово «семья» никогда не используется в узком смысле как отдельная ячейка. Наоборот, семья ― это группа родственников или семейство, большая группа, в которую входит отдельная семья. Сам Христос ясно говорил о том, что в библейском понимании семья означает нечто большее, чем просто кровные отношения. Когда Ему было 12 лет, и он был в храме, Иисус ясно осознавал, что отношения с Его Небесным Отцом были превыше всяких земных отношений. Когда Его семья по плоти и крови пришли увидеться с ним, Он сказал, что все, кто следует за Ним, те и есть Его семья (Марка 3:31-35). В действительности же церковь это и есть Его семья. Таким образом, все христиане, одинокие они или состоящие в браке, представляют семью.
Семья в понимании наукой о поведении
Долгое время внимание бихевиористов, так же как и церковных деятелей, было направлено на изучение индивидуумов. Однако недавно возник значительный новый взгляд, что помогло по-новому взглянуть на поведение человека. Психологи стали изучать проблему влияния членов семьи друг на друга. Они заметили, например, что пациенты, которые вернулись домой из психиатрических клиник, быстрее выздоравливали, если испытывали более мягкое (или иногда более открытое) давление со стороны семьи, чтобы вернуться к прежним привычкам поведения, независимо от того, насколько это было сложно. Если этого не происходило, тогда другой ребёнок в семье часто начинал проявлять то же самое проблемное поведение! Они также обнаружили, что неправильное поведение ребёнка иногда является путём выражения конфликта, происходящего во взаимоотношениях мужа и жены. Когда супружеские проблемы решались, менялось и поведение ребёнка.
Это привело к новому пониманию поведения человека. В настоящее время мы знаем, что поведение человека невозможно понять вне контекста семьи. Эта новая модель о поведения известна как «теория системности семьи». Семья похожа на пропорциональную изменяющуюся переменную. Понизьте значение одной величины, и поднимется другая. Измените один компонент, и другие изменятся, чтобы сохранить баланс, который будет для них подходящим. Большинство случаев неадекватного индивидуального поведения становится понятным, если вы увидите ту роль, которую оно выполняет, в сохранении баланса в семье.
Два существенных проявления данного поведения в жизни семьи концентрируются на ролях и правилах. Проблемные семьи характеризуются наличием жёстких ролей и правил. Равновесие более или менее сохраняется тогда, когда герой семьи (проблемный ребёнок) находится в равновесии за счет козла отпущения (того, кто всегда попадает в передряги). Один из супругов делает все, что требуется для близости и интимности, в то время как другой делает всё наоборот. В проблемной семье люди находятся в замкнутом кругу предсказуемых ролей. Но они не могут поговорить о своих чувствах, ожиданиях и интимных нуждах. Обычно используется письменный вид общения, и правила не могут измениться до тех пор, пока кто-либо не нарушит баланс системы.
Но есть и хорошие вести относительно этого! Системы можно изменять! Член семьи, который испытал положительную перемену в жизни, например, духовное возрождение, может глубоко повлиять на остальных членов семьи. Если один из супругов обретёт духовное здоровье и единство, это может положительно повлиять на другого супруга, даже если они не захотят искать помощи. В то время, пока системы сопротивляются перемене, личность, имеющая эмоциональные и духовные ресурсы для поддержания новых принципов жизни, обнаружит, что система семьи сама становится здоровее.