КАК ОТНОСИТЬСЯ К “ГОСПЕЛ” РОКУ?

Среди молодежи, которая поддерживает хотя бы номинальную связь с церковью существует различная степень вовлеченности в духовную жизнь. Некоторые предпочитают не обращать внимания на необходимость постоянного духовного совершенства и выбирают временные преходящие наслаждения мира сего. От Дьявола даже не требуется при этом особых усилий, чтобы держать таких людей под своим контролем, так как их сползание вниз происходит почти автоматически. Обсуждать такие вопросы, как увеселительное время препровождения или литературный и музыкальный вкус с данной группой практически бесполезно. 

Есть и те, в ком еще живет стремление и желание двигаться вперед. Они еще полностью не посвятили себя делу христианского служения, но имеют смутные намерения переоценить свои приоритеты в будущем. Такие люди составляют достаточно большую группу, возможно даже большинство. Некоторые из них надеются “повеселится” еще немного, прежде чем они поменяют свое отношение к христианской жизни и удалят из нее все, что может помешать и увести с пути истинного. Другие просто боятся брать на себя какие бы то ни было обязательства, ибо не уверены, что найдут в себе силы довести начатое до конца. Они стремятся сочетать все лучшее из двух миров и с ними Дьяволу очень легко иметь дело. Он позволяет своим жертвам тешится на пути духовного самоутверждения посредством соблюдения формальных религиозных установлений, и в тоже время убаюкивает их сознание самообманом из области мирских удовольствий и развлечений. 

Но есть среди адвентистской молодежи и другая группа, которая является источником радости и вдохновения для всех. Эти молодые люди полностью и без остатка посвятили себя на служение Христу и основной мотив их существования - поделится своей радостью с другими. Безусловно, Дьявол рассматривает данную группу, как наиболее “крепкий орешек.” Если бы он смог хитроумным способом посеять среди них семя лжи, семя искаженной истины или перенаправить главный фокус их внимания, даже позволив им внешне сохранять прежнее благочестивое отношение, он тем самым нанес бы им сокрушающий удар. Каждый, кто выражает беспокойство относительно любого из аспектов духовной жизни представителей данной группы немедленно причислялся бы к категории реакционеров и фарисействующих противников прогресса, пытающихся сделать религию “неудобоваримой” для молодежи. Сила подобной критики заключается в том, что данное обвинение достаточно истинно, чтобы считаться обоснованным. Если Дьяволу удастся создать антагонизм и увеличить полярность и брожение, он сможет весьма эффективно влиять даже на искренних христиан.

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ. Харольд Лики, профессор музыки, Колледж Уола Уола

Как может христианин быть уверен, что принимает правильное решение в вопросах, имеющих духовную подоплеку? На чем должен он основывать свои действия и поступки? Возможно ли ему знать наверняка где провести необходимую грань, когда речь идет о развлечениях, чтении или музыке. Одно со всей ясностью следует из Слова Божьего: “Если Дьявол подступает к христианину с искушением, заступничество свыше обязательно последует. Очевидно, что в результате вмешательства Дьявола, музыка часто приобретает извращенные формы, начинает служить злым целям, а потому превращается в одно из наиболее манящих искушений.”  Знамения времен, сентябрь, 1905. 

Может ли оказаться так, что перед лицом столь явной опасности христианин будет оставлен в неопределенности? Конечно же нет, ибо принять такое положение означает полностью разрушить христианскую надежду. “Способность различать правду и неправду мы можем получить, только доверившись Ему лично. Каждому необходимо учиться у своего Творца с помощью Его Слова. Он наделил нас способностью думать и хочет видеть нас рассудительными.” — Воспитание, с. 231. 

Рассматривая необходимость осторожного и деликатного подхода к различным аспектам музыки, мы открыли глубокий и универсальный принцип, имеющий отношение ко всем сторонам повседневной жизни человека. Зависимость человека от Бога есть главный вопрос, вокруг которого сконцентрированы все остальные. “Человек потерял все, потому что предпочел слушаться обманщика, а не того,. Кто есть истина, у Которого - разум. Из-за смешения зла и добра человеческий разум стал деградировать, умственные и физические способности притупились. Люди больше не дорожили теми благами, которыми Бог так обильно их наделял.” —  Там же, с. 25. 

Но человек не был брошен на произвол судьбы: “Как благодаря Христу каждый человек имеет жизнь, так через Него каждая душа получоет луч Божественного света. Не только интеллектуальная, но и духовная сила, понимание справедливости, желание добра существуют в каждом сердце. Но против этих добрых принципов борются антагонистические силы. Последствия зла очевидны в жизни каждого человека, потому что в самой природе его утвердилась склонность ко греху, которую без помощи свыше он не может победить. Одержать верх над силами зла, достичь того идеала, к которому человек в глубине души стремится как к единственно достойному, может помочь только Христос. Сотрудничество с силой Христа - величайшая нужда человека.” — Там же, с. 29. 

Тот, кто хочет и в области музыки раз от разу делать правильный выбор, должен полностью посвятить себя изучению и осуществлению Божьей воли. Вызывает сожаление, что лишь немногих настораживают опасности, существующие в мире музыке сегодня. Большинство христиан имеют лишь смутное представление относительно своей моральной ответственности в каждой конкретной ситуации, а то малое, что им известно они узнали со слов других людей. К несчастью, лишь единицы серьезно и вдумчиво изучали данный вопрос, имея искреннее желание познать истину. А проблема продолжает дискутироваться на уровне личных взглядов, мнений и предпочтений без задействования источников, вдохновленных свыше. Родители, не позволяющие своим детям есть пищу, которая может оказать вредное воздействие на их здоровье, кажется, совершенно не заботятся о возможном ущербе от некоторых образцов “духовной” пищи.

Христианин может принимать правильные решения только в той степени, в какой он доверяется водительству Святого Духа. Зрелые в духовном отношении христиане способны принимать мудрые решения, поскольку у них “чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:14). Те же, кто менее опытны, но также искренни в своем поиске, будут научены центром всех вещей считать Божью волю. Постепенно они смогут умело избегать многочисленных ловушек мира сего, так как их духовное зрение станет со временем более проницательным.

Множество ссылок

Имея это ввиду, давайте попробуем рассмотреть некоторые из множества ссылок на данную тему, содержащихся в трудах Духа Пророчества. Какой прекрасный источник руководства! Как печально, что многие сегодня считают  все эти книги не более, чем сборником запретов, и пренебрегают пророческой информацией, содержащейся в них. Тому, кто стремится познать Божественную интерпретацию предназначения музыки лучше всего обратится к следующим утверждениям. “Преподавание музыки имело своей целью служение святому идеалу, устремление мыслей человека ко всему чистому, благородному и пробуждение в душе его посвященности и признательности Богу.” – Патриархи и пророки, с. 594. “Библейская песенная история полна советов о пользе и благотворном влиянии музыки и песни. Музыкальные мелодии часто извращаются и используются для греховных развлечений. Таким образом музыка становится одним из самых соблазнительных искушений. Но благородная, возвышенная музыка является драгоценным даром Божьим, она возвышает мысли, обращая их к высокому и благородному, которое просветляет и обновляет душу.” – Воспитание, с. 167.

Из вышеприведенной цитаты видно, что возможно и злоупотребление святым даром музыки и использование его в целях, противоположных Божьим целям. Любое средство, обладающее аналогичным по силе и мощи потенциалом, конечно, не может остаться незамеченным и невостребованным тем, кто жаждет вмешаться в небесные планы. “Сатана ничего не имеет против музыки, если посредством нее он может овладеть разумом молодых сердец... Он применяет различные средства, чтобы держать юношество в приятном для них безразличии, в то время как они парализованы его силой.”  - Свидетельства, том 1, с. 506. В другом месте того же труда мы читаем: “Я сильно обеспокоена легкомыслием молодежи, молодых женщин и мужчин, которые говорят, что пребывают в истине. Создается такое впечатление, что они совершенно не думают о Боге. Кажется, что их мысли заняты только пустотой. Их разговоры пусты и бессодержательны. Им очень нравится музыка и сатана хорошо понимает, как нужно использовать эту их склонность для того, чтобы вытеснить Христа из их разума. Он так стремится управлять их чувствами, чтобы вытеснить из их сердца стремление души к божественному познанию и возрастанию.” Свидетельства, том 1, с. 496,497.

Представляется очевидным тот факт, что Дьявол может использовать музыку для того, чтобы достичь результатов, совершенно противоположных изначальным, предопределенным Богом. Вместо того, чтобы вызывать у человека “возвышенные мысли и благодарность Богу” музыка может полностью парализовать слушающего и создать условия, когда будет явственно ощущаться “недостаток духовных порывов и стремлений человеческой души, жаждущей божественного знания и возрастания в благодати и вере.” Учитывая этот зловещий факт, стоит ли удивляться, что общение с поклонниками таких музыкальных увлечений может порою быть чрезвычайно затруднительным.

Все эти наблюдения и высказывания принадлежат очень проницательному человеку, перед глазами которой проходили нравы и увлечения молодых людей ее времени и которую глубоко волновали и заботили духовные вопросы. Эти выводы не являются результатом запроса от преподавателей какого-либо музыкального колледжа, но рождены прежде всего любовью и заботой о молодежи и горячего желания видеть всех их в вечности. В свете всех этих рекомендаций можно ли хоть на секунду предположить, что в данном вопросе (выбор музыки) отсутствует моральная сторона?

Знание всегда означает ответственность. Зная о намерениях Дьявола в области музыки, каждый христианин должен при рассмотрении современной музыки руководствоваться прежде всего водительством Духа Святого, дабы избежать обмана и заблуждения, которые могли бы ослабить его желания следовать за Христом и повлиять на стремление к вещам духовным. Следует, сознавая всю полноту ответственности, занять четкую позицию по данному вопросу, помня о том, что Бог никогда ни оставляет своих детей в неведении и без Своего руководства. Особенно, христианам важно уметь распознать те способы и средства, которые Дьявол использует сегодня, привлекая шаткие души через различные формы современной музыки.  Он прибегает к таким методам, чтобы “держать множество людей в состоянии возбуждения и экстаза, парализовав их волю.”

Открыто декларируемые цели

К счастью, многие из творцов рок-н-ролла даже не скрывают своих взглядов, целей и методов. Лидер группы “Роллинг Стоунз” Мик Джаггер, говорит, что “поп музыка — это секс и нужно открыто олицетворять это. Я соблазняю свою аудиторию. То, что я делаю на сцене, очень схоже с танцами стриптизерши.” Фрэнк Заппа из группы “Маверз оф Инвеншн,” добавляет, что “иногда зрители воспринимают некоторые жесты, как непристойные. Это именно так.” Джим Моррисон из группы “Дорз” делится своими мыслями: “Считайте нас эротическими политиками. меня интересует все, сто касается бунтарства, беспорядка, хаоса, особенно такие действия, которые не имеют никакого смысла.” Представитель ансамбля “Джефферсон Эарплэйн,” Мартин Балин, описывая деятельность группы, говорит: “Сцена есть наша постель, а публика наша шлюха. Мы не развлекаем, мы занимаемся любовью.” 

Подобные высказывания могут быть приведены в бессчетном количестве, но и этого достаточно, чтобы со всей очевидностью нарисовать характерный портрет целей и содержания данного социального феномена. Дальнейший анализ подводит к вопросу о текстовом содержании песен. Наиболее часто встречающимися темами являются эротическая любовь или попросту животный секс. Такие названия, как “Дай мне это, малышка,” “Я не могу получить удовлетворения” или “Почему бы нам не заняться этим прямо на дороге” не двусмысленно отражают самую суть.

Еще одним существенным аспектом в отношении музыкальной контр-культуры является повальное пристрастие к наркотикам. Несмотря на завуалированные двусмысленности, ссылки на наркотики и удовольствие, связанное с их употреблением встречаются повсеместно. Наряду с названиями песен типа “Желтая подводная лодка” или “Женщина дождливого дня” попадаются и более эксплицитные аллюзии “Уколись и оттянись.” Опыт “расширенного сознания,” как следствие употребления наркотиков и впечатления, связанные с ним, широко пропагандируются и прославляются. 

Бунтарская деятельность также занимает немаловажное место и фигурирует во многих песнях, например, “Уличный боец” или “Баллада о Чае Геваре.” Легко собрать и другие вопиющие примеры, характеризующие степень падения нравов и развращенности.

Это идеальное средство общения и передачи информации, отражающей данную философию было синтезировано из ранних музыкальных стилей таких, как “ритм-энд-блюз” и “госпел.” Значительное усиление страсти и полное освобождение от ограничительных барьеров в поведении добавила музыка рок-н-ролла, явившаяся продолжением более ранних стилей. 

Любая музыка может быть проанализирована с точки зрения ее трех основных компонентов - мелодия, гармония и ритм. В подавляющем большинстве музыкальных произведений в стиле рок-н-ролл мелодический и гармонический факторы сведены к примитивному варианту. Основной акцент делается на ритм, элемент, который наиболее прямо связан с физической реакцией человека. Всем известно, что любая музыка должна иметь ритмическую структуру. Без нее невозможно контролировать движение. Вот уже несколько десятков лет именно этот аспект музыкального стиля вызывает наибольшее количество вопросов, поскольку с ним связана способность мощного воздействия на физическую природу человека. 

Когда композитор, пишущий музыку, стремится создать сложную музыкальную структуру, рассчитанную на то, чтобы вызвать у слушателя вполне определенное восприятие, он будет опираться на выбор специфических мелодических, гармонических и ритмических компонентов, которые, как показывает практика, эффективны с точки зрения достижения такого эффекта. Творцы рок-н-ролла ясно заявили о своих намерениях и тысячи и десятки тысяч раз продемонстрировали на практике, что являются истинными специалистами, знающими, как добиться желаемого результата. 

К безудержному животно-сексуальному ритму, мелодике и вокалу добавлен еще и зубодробильный, уничтожающий звук. Для человека, ищущего абсолютно бездумного, чувственного удовлетворения, такое средство просто незаменимо. Воистину, “ Им очень нравится музыка и сатана хорошо понимает,, как нужно использовать эту их склонность для того, чтобы вытеснить Христа из их разума.” Свидетельства, том 1, с. 497. Вдохновенное описание музыкального фанатизма содержится  в четвертом томе Свидетельств: “Злонамеренные привычки и греховные наклонности только усиливаются и укрепляются... Низкопробные песенки, распутные жесты и выражения развращают и пагубно влияют на нравственные устои.

Каждый молодой человек, регулярно лице зреющий такие представления развращает свою душу в принципе.” Там же, том 4, с. 653.

Адвентистская молодежь не отличается с точи зрения физиологии от любой другой социальной группы. Подростковый период для них также является временем поиска чувственного удовлетворения. Это также период утверждения собственной независимости от любых видов авторитета - родительского, учительского, государственного и религиозного. Продукция рок-н-рола предлагает идеальный выход и реализацию всем этим чаяниям. В нем заложена полная свобода для выражения животной стороны человеческого существа. с помощью телевидения, радио и музыкальных пластинок слушающий музыку может ощущать себя одним из непосредственных участников живого представления. Многие мечтаю о том, как исключительно “круто” было бы полностью слиться с этим.

Говоря об адвентистской молодежи, Елена Уайт свидетельствовала: “Мне было дано видение одной из таких вечеринок, на которой собрались те, кто утверждают, что верят в истину. Один из них сидел за музыкальным инструментом и были слышны такие песни, которые заставляли ангелов небесных рыдать. Вокруг стояло безудержное веселье, доносились раскаты грубого хохота, все присутствующие были полны энтузиазма и особого рода вдохновения - но это была радость, творцом, которой мог быть только Дьявол. Это был тот вид возбуждения и экзальтации, за которые было бы стыдно каждому, исповедующему имя Господа. Он готовит людей, участвующих в подобном веселье к мыслям и поступкам лишенным святости.” Советы родителям и учителям, с. 339.  

Если молодые люди, считающие себя христианами регулярно участвуют в такого рода увеселительных действах, можно считать, что Дьявол достиг своих целей и успешно отвлек их внимание от духовного роста в благодати. Общаться с человеком, постоянно вовлеченным в эту сферу является беспредельно сложной задачей для тех, кто стремится направить их жизнь в правильное русло. В жизни тех, чей разум поглощен поп культурой, вопросы добра и зла, как правило, занимают лишь второстепенное и незначимое место.

Люди, стремящиеся вести благочестивую жизнь, безусловно, не приемлют подобный тип музыкальной эстетики. Природа данного музыкального опыта настолько очевидно несовместима с образом и подобием Божьим, по которому, как мы знаем, сотворен человек, что тот, кто верует в христианские заповеди не станет сознательно подвергать себя такому искушению. Понимая, что Дьявол каждую ситуацию готов использовать во имя собственных интересов, какие еще подходы могут быть задействованы им для того, чтобы отвлечь внимание людей, укорененных в истине? Рок-н-ролл в своей чистой форме уже не вызывает никаких сомнений и вопросов у многих, но это все же не означает, что они абсолютно неуязвимы перед искушениями, связанными с музыкой.

Привлекательный для лиц с чувственным восприятием

Для тех, кто обольщен удовольствиями мира сего, никакой вид музыки не выглядит неуместным. Рок музыка имеет столь пагубное влияние и столь высокую популярность прежде всего потому, что способна удовлетворить потребности людей в чувственном удовольствии. Такая форма музыки, являющаяся прямой противоположностью небесным принципам, вряд ли смогла бы ввести в заблуждения тех, кто в той или иной степени преуспел на пути духовного поиска. Стал бы Дьявол использовать такой вид музыки, чтобы воздействовать на них и поколебать их в вере? Несомненно, он как всегда прибегнет к тактике обмана, которая является его излюбленным инструментом, с тех пор, как он покинул небеса.

Описывая средства и методы, находящиеся на вооружении у Сатаны, Елена Уайт говорит: “Дьявол никогда не пускает вход сразу весь свой набор искушений. Он скрывает искушения под маской видимого блага, перемешивая их с вещами истинными. Он старается сочетать достойные дела с развлечениями и пустыми глупостями и обманутые души находят оправдание в том, что участвуя в них они, якобы, извлекают из этого много полезного. Но это лишь искусный и хитроумный обман. Это дьявольское искусство маскироваться... Он наблюдает, как люди с готовностью попадаются на его приманку и вступают на путь, приготовленный им. Не в его планах побудить людей полностью отказаться от молитвы и отправления религиозных обязанностей, поскольку именно так он способен использовать их наиболее эффективно. Он объединяет свои обманные ловушки с опытом и повседневной практикой людей, таким образом успешно продвигая свое дело.” — Послания молодежи, с. 83.

В последние годы, наряду с рок-н-роллом, появились на свет и быстро набирали популярность многочисленные гибридные формы популярной музыки. Одним из самых успешных в ряду подобных направлений, пожалуй, является фолк-рок.  В начале 1960-х годов певец и композитор Боб Дилан  со своими социально-ориентированными песнями стал героем движения протеста. В середине шестидесятых, он добавил к своему фольклорному содержанию полновесное рок-н-ролльное звучание и таким образом был у истоков создания фолк-рока. С тех пор десятки исполнителей пошли по его стопам. 

Фолк музыка всегда считалась достаточно респектабельным течением в музыке, хотя и она требует осторожного отношения. Сочетание фольклорных элементов с роковым стилем было определенным шагом к легализации рок-н-ролла, по крайней мере, это позволило ассимилировать некоторые из тех особенностей рока, которые вызывали наибольшее количество возражений. Сегодня типичный исполнитель в стиле фолк-рок пишет свои тексты и перекладывает их на музыки, автором которой чаще всего является он сам. Содержание песен разнится от типичных фольклорных тем, таких, как неразделенная любовь, до социальных, экологических и даже религиозных посылов. Хотя по сути основные черты рок-н-рольной музыки не изменились с добавлением фольклорной окраски, но все же некоторые считают, что “облагораживание” текстовой стороны делает данный музыкальный материал более приемлемым.

Утонченное искушение     

Именно в этот момент на сцену выходит мастер искусного обмана. Ясно, что наиболее отталкивающей и непристойной стороной данной песни являются слова. Все, что требуется для некоторых благодарных слушателей это произвести замену “неблагожелательной” темы - будь то сверкая или религиозная область - оставив при этом музыку нетронутой. Другие христиане для полного удовлетворения желали бы, чтобы и музыка, в некоторой ее части, была изменена. Но есть и такие, чьи запросы сможет удовлетворить только полная трансформация. Задача Дьявола теперь заключается в том, чтобы убедить слушателя или исполнителя в приемлемости любого рода модификации, подчеркивая положительные нововведения и, наоборот, закрывая от него все плохое, что по прежнему остается. Он применяет такие методы и в других областях. Например, он умело использует телевидение и различные печатные издания. Возвращаясь к уже цитированному источнику стоит отметить, что: “Он [Дьявол] наблюдает, как люди с готовностью попадаются на его приманку и вступают на путь, приготовленный им. Не в его планах побудить людей полностью отказаться от молитвы и отправления религиозных обязанностей, поскольку именно так он способен использовать их наиболее эффективно. Он объединяет свои обманные ловушки с опытом и повседневной практикой людей, таким образом успешно продвигая свое дело.” Там же, с. 83.

В настоящее время многие молодые люди, являющиеся частью движения возрождения, которое набирает силу в студенческих городках колледжей и университетов, горят желанием поделится со своими сверстниками радостью от встречи со Христом. Тот факт, что музыка занимает центральное место в жизни всей молодежи сегодня делает  естественным их намерение включать ее в свои евангелизационные мероприятия. Какую же музыку они применяют для этой цели? Полагаясь на слова Христа о том, что с людьми нужно говорить на понятном им языке, любой из них быстро даст вам ответ, что лучшим во всех отношениях средством, позволяющим быстро наладить контакт со светской молодежью являются музыка, знакомая и привычная для них. В древности, фарисеи возражали против такого подхода и Христос порицал их за мнимую, лицемерную несгибаемость. Такое обоснование представляет собой идеальное оправдание практически для любого случая и является автоматической защитой против всевозможной критики.

Самым простым выходом из сложившейся непростой ситуации было бы отступить и предоставить каждому возможность руководствоваться собственной интуицией. Конечно же это дело лично каждого - лично в том смысле, что каждый имеет право личного выбора. Но означает ли это также, что никаких ограничений не может быть. Бог очень четко начертал план, предусматривающий путь человека в земной жизни. Тот, кто искренне стремится познать Его волю может добиться этого; в том числе и в области музыки. Человек не лишен связи со своим Создателем когда речь идет о принятии ежедневных решений. Писания, книги Духа Пророчества и молитва призваны помочь ему в этом. И они должны стать для христианина источниками получения истины во всей ее полноте по всем вопросам христианской жизни. Ибо дьявол по прежнему будет дурманить разум людей и ложь будет приниматься многими за истину.

“Госпел” рок  

В ряду других сочетаний направлений и стилей можно выделить так называемый “воспел” рок и “рок-н-соул,” корни которых уходят в негритянскую музыкальную традицию Юга США. Эти два стиля объединяет несколько похожих характеристик. Основной их особенностью является безудержный эмоциональный порыв, исходящий из глубины инстинктивной природы исполнителя. Это музыкальное направление было признано, как “свое” в кругах молодых интеллектуалов и постепенно превратилось в характерную черту их социального протеста. Когда основные составляющие рок музыки переносятся на и без того сложную музыку в стиле “госпел” в результате получается очень внушительный симбиоз. 

В течение последних несколько лет на ниве рок-н-ролла наблюдается охлаждение страстей и ретуширование наиболее экстремальных черт, в связи с тем, что большинство известных исполнителей этого направления с годами становятся богаче и вальяжнее и теряют интерес к изначальному драйву. Агрессивные элементы рока все чаще уступают место фольклорному колориту, которые в свою очередь, наоборот, выглядят все более привлекательными. В коммерческих кругах очень быстро обнаружили эту смену интереса. Там где крутятся деньги, там будет процветать и множится любой продукт популярного спроса. Философия “каждый делает все, что ему заблагорассудится” прочно укрепилась в сознании современной молодежи. Точно также, как девушка в мини-юбке может спокойно идти по улице со своей подружкой, одетой в юбку максимальной длины, тяжелый рок может сосуществовать бок о бок с ненавязчивым фольклорным стилем и все это соответствует принципу “каждый делает все, что ему заблагорассудится.” В этом музыкальном калейдоскопе прекрасно уживаются многочисленные вариации стилей и направлений. 

Интересно рассмотреть данный, сравнительно новый феномен относящийся к религиозному миру. Сегодня почти всех представителей современной молодежи, включая верующую молодежь, объединяет тяга к популярной музыке. Он является настолько существенным фактором в подростковом периоде их жизни, что они естественно желают сохранить и привнести его в свою духовную жизнь. Результатом становится появление в церкви рока, фолк-рока, “госпел” рока и других аналогичных стилей. В дополнение к направлениям роковой ориентации встречается также большое количество музыки в стиле “госпел,” которая напоминает популярные баллады дорокового периода. Готовность к принятию всех этих разнообразных музыкальных традиций верующими христианами можно отнести в разряд новых тенденций. В прошедшие года в церкви хотя бы существовали различия между стандартами для светской музыки и музыки духовной. Некоторые и раньше принимали и ассимилировали различные музыкальные стили светской музыки, но за пределами церкви. 

Серьезно настроенные члены церкви хотят знать какую позицию следует занять по данному кругу вопросов. Было бы правильным обратится в настоящий момент к библейскому принципу чистоты. В одной из своих молитв Давид произнес: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня” (Пс. 50:12). После нравственного падения, он признает необходимость в обновлении и очищении. Павел также советует: “Что чисто..., о том помышляйте.” (Фил. 4:8). Если мы попытаемся проиллюстрировать это на примере некоего континуума, но одном конце которого будет располагаться тяжелый рок или экстремальный рок, а на другом совершенные, чистые формы музыкального творчества, то как можно определить в какой из точек на протяжении данного континуума произойдет качественный переход из одной области в другую? Этот вопрос возникает когда мы рассматриваем, как светскую, так и религиозную музыку. Так, специфическим примером рок музыки может быть песня Роллинг Стоунз “Я не могу получить удовлетворения”; большинство людей рассматривают ее как неприемлемую для слуха христианина. Но как данное музыкальное произведение может быть модифицировано или “улучшено,” чтобы в нем можно было увидеть определенные положительные стороны?

Решения, вдохновленные свыше

Как в светской, так и в духовной музыкальной области, христианин сегодняшнего дня должен при принятии решений быть водимым Духом. Он должен всегда помнить, что “ложь редко пристает в своем истинном обличии. Перемешанная с истиной, она легко принимается теми, кто не обладает большой проницательностью в духовных вопросах” Там же, с. 231. Если можно с уверенностью предположить, что практически любой христианин решительно отвергнет музыку, открыто прославляющую употребление наркотиков и сексуальные приключения, как должен действовать Дьявол, чтобы обмануть их?  “Он старается сочетать достойные дела с развлечениями и пустыми глупостями и обманутые души находят оправдание в том, что участвуя в них они, якобы, извлекают из этого много полезного.” — Послания к молодежи, с. 83.

Анализируя популярную музыку можно заметить, что среди ее многочисленных стилей и направлений наблюдаются достойные черты, по сравнению с экстремальной спецификой рок-н-ролла. Наиболее значительным улучшением является изменение содержания текстов песен. Исполнители стиля фолк рок, в частности, предлагают на суд слушателя вполне безобидные стихи, но с музыкальной точки зрения их произведения мало чем отличаются от тех, что написаны в лучших традициях рок-н-ролла. Легко представить себе практически неограниченное количество сочетаний, которое может существовать и существует между текстовой и музыкальной сторонами песен. Множество примеров может быть собрано, которые иллюстрируют некую градацию слов и музыки от открыто непристойных и агрессивных до абсолютно безобидных и ненавязчивых. Разочаровывает то, что многие христиане тратят значительное количество сил и энергии на то, чтобы обнаружить как далеко можно зайти и в тоже время не зайти слишком далеко. Такой подход вряд ли является стоящим для тех, у кого на первом месте находятся стандарты, определенные Богом.

А что же музыка? Может ли она, в отдельности от слов заключать в себе нежелательный подтекст? Возможно, это самый спорный из всех вопросов, обсуждаемых в рамках данной темы. Примитивные культуры издревле использовали звук, как мощное средство в достижение определенных целей в рамках своих племенных обычаев и традиций. Самым действенным инструментом при этом чаще всего был импровизированный барабан, сделанный из кожи животного, натянутый на какой-либо твердый остов.  Благодаря искусности и утонченной музыкальности местных аборигенов уже в древности появились первые образцы воздействия музыки на сознание людей. Многократное повторение монотонных звуков позволяло вводить людей в состояние неконтролируемой истерии. Безудержные круговые танцы под подавляющий сознание ритм и скандирование нечленораздельных звуков можно считать прообразом того, что позднее мы имели возможность наблюдать на концертов многих исполнителей музыки рок-н-ролла. Каждый, кто воочию лицезрел реакцию подростков на пульсирующие ритмы и дикие крики рок музыкантов со сцены, вероятно согласится с правомерностью подобного сравнения. Действительно, музыка владеет силой, способной довести подростка двадцатого века до состояния примитивного дикаря. Основные составляющие компоненты музыки обладают вполне определенной нравственной импликацией. Они могут воздействовать напрямую на животную сущность человеческой натуры и даже без помощи словесного ингредиента “притупить наслаждение от более покойных благословений и трезвых реалий жизни” (Свидетельства, том 4, с. 653).

Музыка формирует ответную реакцию

Существует вполне конкретная причина, обуславливающая тот факт, что данная музыка рождается и процветает в обстановке, которая характеризуется изначально неправедными установками. Качества присущие этой музыке делают ее идеальным средством для реализации установок и действий, характерных для этих мест. В таких местах вы не услышите звуков марша; струнные квартеты или торжественные гимны также не звучат там. Сама концепция уместности той или иной музыки для определенных случаев и событий основана на том посыле, что музыка формирует соответствующую ответную реакцию у слушателя или по крайней мере создает подходящую атмосферу.

Если мы принимаем данную предпосылку, давайте подумаем, какая музыка может являться примером изменения психологического и физиологического состояния слушателя в сторону очищения и возвышения души? Этот вопрос непросто разрешить применительно к светской музыки и пожалуй еще сложнее сделать это, имея в виду духовную музыку. Может ли та же самая музыка, которая изначально создавалась для возбуждения низменных человеческих страстей, быть использована в благих целях привлечения людей ко Христу, нашему Спасителю, умершему на кресте, чтобы человек мог от своего греховного состояния вернуться к тому образу и подобию, в соответствие с которым он был первоначально сотворен?

Елена Уайт говорит: “Если не преподать людям правильные идеи относительно истинного служения и истинного почитания, незамедлительно начнут проявляться тенденции постановки духовных вопросов на уровень повседневный и обыденный, а результатом станет потеря ориентиров и дискредитация религиозной практики.” Там же, том 5, с. 500. 

Итак, разбираемый принцип относится к проблеме сопоставимости доносимой идеи со средством или инструментом, используемым в этих целях. Если этот посреднический инструмент воздействует прежде всего на низменную человеческую природу, а слова, напротив, вызывают в нем возвышенные чувства, то налицо несовместимость этих двух составляющих, результатом чего является смешение добра и зла. Человек обладает бесконечной способностью обманывать самого себя.

Лавину различного рода музыки, захлестнувшей адвентистские церкви сегодня, безусловно нельзя считать однородной и гармоничной и приносящей исключительно одни благословения. Популярность никогда не являлась свидетельством надежности. Сегодня мы видим движение в сторону распространения в пределах церкви популярных музыкальных программ, организаторами и исполнителями которых являются многочисленные исполнители фолклорной и “госпел” музыки. Их везде встречают с радостью и оказывают исключительно теплый прием. Вкус этих гастролирующих музыкантов формировался под влиянием последних веяний шоу бизнесса, который постоянно проникает в дома и семьи людей посредством радио и телевидения. Впервые за всю истории церкви, ее члены могут услышать образцы своих любимых музыкальных стилей непосредственно в святилище. Какие бы остаточные чувства вины не мучали их в прошлом относительно предпочитаемых ими музыкальных стилей, сейчас они все окончательно улетучились и на их место пришло облегчение, так как теперь той же самой музыкой они могут наслаждаться прямо в церкви.

Вряд ли категоричные отвержения могут в данном случае возыметь действие. Скорее важно поощрять так называемый осторожный подход, подкрепленный глубоким исследованием Писания и искренней молитвой в поисках мудрости. Елена Уайт рекомендует с большой тщательностью и осторожностью подходить к планированию музыкальных мероприятий в рамках религиозного служения. Многим из тех, кто с головой окунулись в движение “поп-госпел,” не помешает сегодня остановится на мгновение и поразмышлять.

Целостная философия музыки для христианина включает несколько аспектов взаимосвязи между музыкой и человеком. Прежде всего, следует признать тот факт, что главной целью Бога относительно любой музыки является совершенствование характера и возвышение мыслей человека от повседневных суетных дел к величественным высотам духа; от “прежних похотей” ко всему, что чисто и достославно. Во вторых, христианин должен четко представлять себе, что Дьявол стремится использовать музыку для достижения диаметрально противоположных целей и задач, и что его самые искусные и утонченные искушения, как правило, сочетают элементы добра и зла, правды и истины. Он успешно пользуется подобной тактикой, как в светской, так и в религиозной области, предоставляя человеку удивительный выбор альтернатив.

Музыка это одно из явлений земной жизни, которое увидит свое продолжение на небесах. “Когда наш Искупитель поведет нас в порогу Вечности, то, преисполненные славой Божьей, мы услышим слова хвалы и благодарения небесного хора, окружающего престол. Когда эхо ангельских песен отзовется в наших земных домах, наши сердца объединятся с небесными певцами. Небесное общение начинается на земле. Здесь мы узнаем лейтмотив восхваления неба.” — Воспитание, с. 168. Так пусть же каждый христианин стремится запечатлеть ее в своем сердце!

 

 

Переводчик Google

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Перед Анной и судом Каиафы

Эта глава основана на Евангелии от Матфея 26:57—75; 27:1; от Марка 14:53—72; 15:1;от Луки 22:54—7...

АДРА на Филиппинах реагирует на сильное наводнение, вызванное тайфуном «Кристин»

Адвентистское агентство помощи и развития на Филиппинах (АДРА) активно помогает местным жителям, ...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ АСД г.Флорешты

ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО НАЙТИ ЗДЕСЬ...

Просмотр Группы Документов

КНИГИ ДУХА ПРОРОЧЕСТВА

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЧТЕНИЯ

ТЕЛЕКАНАЛ

ВСЁ О БИБЛИИ

АДВЕНТИСТСКИЙ ВЕСТНИК

ЖУРНАЛЫ

МОЛИТВЕННЫЕ ЧТЕНИЯ-2018